Июль 2011 г. Выпуск 4

Высокая цена дешевой энергии: субсидирование ископаемого топлива в России

«Back

 

Тара Лаан

Россия входит в число стран, которые предоставляют наибольшие по объему субсидии на ископаемые виды топлива. Такие меры дорого обходятся стране: тормозится переход к  устойчивому развитию.

Международное энергетическое агентство (МЭА) подсчитало, что российские субсидии на потребление ископаемых видов топлива составили в 2009 г. почти 34 млрд долл. США.1 Россия не одинока в использовании политики, направленной на снижение стоимости топлива для своих граждан. Большие субсидии предоставляют также Иран и Саудовская Аравия. По оценкам МЭА, в 2009 г. мировые субсидии на потребление ископаемого топлива составили 312 млрд долл. США ( см. график ). Эти расчеты не включают субсидии, которые предоставляются производителям ископаемого топлива, что может означать дополнительные расходы в 100 млрд долл. США в год в целом в мире.2

Российские субсидии на ископаемые виды топлива концентрируются вокруг природного газа и электроэнергии (большинство которой производится с использованием газа), поскольку потребительские цены на нефтепродукты и уголь не субсидируются с 1990 года.3 Россия является крупнейшим в мире производителем и экспортером природного газа и имеет самые большие запасы этого полезного ископаемого.4 После США, Китая и Японии Россия – четвертый в мире производитель электроэнергии.5 И газ, и электричество продаются на территории России в среднем по ценам, которые значительно ниже мировых рыночных цен. По оценкам МЭА, этот ценовой разрыв между внутренними и мировыми ценами, составил около 19 млрд долл. США на газ и 15 млрд долл. США на электроэнергию в 2009 г., что эквивалентно 238 долл. США на человека и 2,7% ВВП. Потребление ископаемых видов топлива субсидируется в среднем на уровне 23%, и это означает, что потребители заплатили 77% от полной стоимости энергоносителей.

Это может показаться позитивным фактом для россиян, особенно бедных домохозяйств, но это обманчивая ситуация. На самом деле энергетические субсидии сдерживают экономическое развитие и не являются эффективным способом оказания помощи бедным, не говоря уже о негативных экологических последствиях.

Исследования о социальных последствиях субсидирования (в том числе проведенное Международным валютным фондом), показали, что энергетические субсидии, как правило, приносят несоразмерно большую выгоду среднему классу и богатым людям.6 Это связано с тем, что такие субсидии обычно предоставляются не в зависимости от дохода, а на единицу потребляемой энергии. Существует сильная корреляция между уровнем дохода и потреблением энергии: население с большими доходами потребляет больше энергии и, соответственно, получает больше выгод от субсидирования. Гораздо более эффективным способом помочь бедным домохозяйствам будет направление доходов, полученных от продажи энергии по рыночным ценам (34 млрд долл. США в 2009 г.), на поддержку той части населения, которая в ней нуждается. Такая помощь может быть предоставлена через систему социальной защиты посредством адресных денежных выплат или за счет увеличения расходов на социальные нужды, например здравоохранение, образование и жилье.

С экономической точки зрения, субсидии искусственно снижают цены, способствуя тем самым более высокому уровню потребления и препятствуя притоку инвестиций в новую энергетическую инфраструктуру и принятию мер по повышению эффективности. По сравнению с другими странами России плохо удается использовать богатство энергетическими ресурсами во благо экономического роста. Например, потребление газа на душу населения в России находится на уровне аналогичного показателя  Канады, но расход на единицу ВВП примерно в пять раз выше, чем в странах–членах МЭА.7 Неэффективное использование энергии ускоряет истощение ресурсов и уменьшает количество энергии, доступной для экспорта, сокращая государственные доходы, которые могут использоваться на социальные программы и развитие инфраструктуры.

Низкие цены на энергию также означают, что у поставщиков энергии мало стимулов для инвестирования в новое производство или расширение инфраструктуры в связи низкой перспективой финансовой отдачи от таких вложений. Как следствие, некоторые населенные пункты страдают от нехватки электроэнергии, а также существуют большие потери энергии из-за ненадежности и неэффективности электросетей. Недостаточные инвестиции в газовый сектор препятствуют развитию нового производства и развитию газовой инфраструктуры, в частности, трубопроводов и транспорта, что тормозит экономическое развитие страны.

Другим логическим следствием более высокого уровня потребления является увеличение выбросов парниковых газов и загрязнение воздуха. Постепенный отказ от мирового использования субсидий на ископаемые виды топлива в период 2011–2020 гг., по оценкам МЭА, позволит сократить глобальные выбросы углекислого газа на 5,8%. Согласно расчетам ОЭСР, можно достичь снижения выбросов до 10% к 2050 г., если страны откажутся от использования субсидий для потребления ископаемого топлива к 2020 году.8 Устранение субсидий предоставит таким странам, как Россия, возможность внести свой вклад в сокращение выбросов парниковых газов без введения углеродных налогов или системы торговли квотами на выбросы.

Искусственное снижение потребительских цен на ископаемое топливо ведет к снижению стимулов к инвестированию в существующие источники чистой энергии и технологии. Кроме того, энергетические субсидии препятствуют внедрению инноваций в производство и использованию экологически более чистых видов энергии.

Правительство России признало эти негативные воздействия субсидирования и приступило к программе по сближению цен на газ и электричество с мировым уровнем. Стоимость газа постепенно увеличивается в направлении цен, которые платят европейские импортеры (за вычетом экспортных пошлин и транспортных расходов).9 Этот процесс должен быть завершен в 2014 году. Предполагалось, что с января 2011 г. вся электроэнергия, приобретаемая на оптовом рынке для промышленных целей, будет отпускаться по рыночным ценам. Но недавно на высоком политическом уровне прошли дебаты о том, нужно ли ограничивать рост цен на электричество.10

Однако программы либерализации применяются не в полной мере: поставки бытовой электроэнергии будут по-прежнему субсидироваться как минимум до 2014 года. На домашние хозяйства приходится от 10 до 15% всего объема потребляемого электричества.

Хотя устранение субсидий на потребление газа и электричествя предоставит экономические и экологические выгоды, более бедным домашним хозяйствам будет сложно справиться с высокими ценами. В проведенном в России в 2006 г. опросе 57% респондентов отметили, что высокие платежи за коммунальные услуги значительно повлияли на уровень их жизни. Увеличение цен на энергоносители и возможная инфляция может поставить домашние хозяйства, зависимые от государственных субсидий в получении доступной энергии, в тяжелое финансовое положение.

Однако реформы субсидирования могут быть разработаны и реализованы таким образом, чтобы свести к минимуму негативные последствия для бедных семей. Страны используют различные меры для облегчения отхода от использования энергетических субсидий. Правительство может направить полученные от субсидирования доходы на нужны бедного населения (посредством налоговых систем, социальных выплат, денежных пособий или увеличения социальных расходов государства).

Выбрав определенный способ устранения субсидий, правительство также может облегчить переход к рыночным ценам и обеспечить общественную поддержку проводимым реформам. В частности, рекомендуется: провести информационную кампанию, чтобы сформулировать выгоды от реформ, и консультации с заинтересованными сторонами, обеспечить прозрачность цен на энергоносители, предусмотреть поэтапный отказ от субсидий, вести мониторинг последствий сокращения субсидирования и вносить коррективы в случае необходимости.

Энергетические субсидии сыграли важную роль в истории России, сделав энергию доступной для промышленных и бытовых потребителей. Однако субсидии – не лучший инструмент для предоставления помощи, поскольку они вызывают искажения рынка, которые приводят к нехватке и потере энергии. Повышение эффективности в этом секторе позволит России получать максимальную экономическую выгоду от ее огромных энергетических ресурсов, но необходимы специальные программы, облегчающие переход от субсидий к более высоким ценам на энергоносители, для защиты уязвимых слоев населения.

Тара Лаан – сотрудник Глобальной инициативы по субсидиям в Международном институте устойчивого развития

 

1. IEA. (2010). World Energy Outlook 2010. OECD/IEA: Paris.
2. Global Subsidies Initiative, 2009. Achieving the G-20 Call to Phase Out Subsidies to Fossil Fuels. Policy Brief, October, International Institute for Sustainable Development, Geneva.
3. Asia Pacific Energy Research Centre. (2003). APEC Energy Overview: Russia.
4. Simmons, D. and I. Murray. (2007) Russian Gas: Will There Be Enough Investment?  Russian Analytical Digest. Issue 27/07 pp. 2-5.
5. Solanko, L. (2011). How to succeed with a Thousand TWh reform? Restructuring the Russian power sector. The Finish Institute of International Affairs. 
6. International Monetary Fund. (2008). Fuel and Food Price Subsidies: Issues and Reform Options. Washington: The IMF. 
7. Russia's energy intensity was 0.3 tonnes of energy per US$1000 of GDP in 2008, 72% higher than the global average (IEA, 2010).
8. IEA, OECD, OPEC and World Bank. (2010).  Analysis of the scope of energy subsidies and suggestions for the G-20 initiative. Joint report for the prepared for submission to the G-20 Summit Meeting Toronto (Canada), 26-27 June 2010.
9. IEA. (2011). Are we entering the golden age of gas? Special report. World Energy Outlook 2011 . Paris: International Energy Agency.
10. Reuters. (2011). Russia's Medvedev warns on rising power prices. March 11, 2011. http://www.reuters.com/article/2011/03/11/russia-power-idUKLDE72A1EW20110311

«Back