Июнь 2010 г. Выпуск 4

Бороться с контрафактными лекарствами, не нанося ущерба здоровью населения

«Back

Криста Сепуч

Что такое контрафактное лекарство? Ответ зависит от того, кто отвечает на этот вопрос. Для неспециалиста это означает «подделка» или «таблетка, сделанная из мела». А для ВТО – это «несоблюдение прав на торговые марки».

В качестве иллюстрации несоблюдения прав на торговые марки можно привести случай, когда кто-либо использует торговую марку или торговый знак определенной фармацевтической компании на определенное лекарство. По определению Всемирной организации здравоохранения, это «продукт, на который преднамеренно и мошенническим путем нанесена информация об источнике и происхождении продукта». Для облегчения своего понимания термина «контрафактные лекарства» Международная рабочая группа по противодействию контрафактной медицинской продукции ( IMPACT ) использует брошюру с изображением двуязычной кобры отвратительного вида.

Однако этим перечень довольно трудно понимаемых определений не заканчивается. В соответствии с Законом Кении о борьбе с контрафактными лекарственными средствами, который был принят в 2008 г. и вступил в действие в 2009 г. (с м. на английском языке “Bridges” № 2, май-июнь 2009, стр. 19, http://ictsd.org/downloads/bridges/bridges13-2.pdf ), определение термина «занятие контрафактной деятельностью» начинается с фразы «выполнение следующих действий без разрешения владельца прав на интеллектуальную собственность в Кении или на территории других стран в отношении товаров, права на которые защищены».

Что это означает? Означает ли это, что данный товар простая подделка? Может ли это рассматриваться как несоблюдение прав на торговые марки? Означает ли это, что на маркировку товара нанесена ложная информация? На самом деле, значение указанного определения гораздо шире, чем ответ на каждый из приведенных вопросов. Из положений кенийского Закона следует, что если нарушается любой вид прав на интеллектуальную собственность, то такие действия рассматриваются как контрафактные. Если нарушается патент (даже патент, который признается за пределами Кении), то нарушитель патента считается лицом, занимающимся контрафактной деятельностью.

Таким образом, налицо совершенно новое значение, и именно этот факт представляет суть проблемы, связанной с реализуемыми во многих странах Африки инициативами по противодействию производству и реализации контрафактной продукции. Совершенно неожиданно в канву дебатов о борьбе с контрафактной продукцией был вплетен вопрос защиты патентных прав. Этому необходимо положить конец и принять все меры к тому, чтобы из определения «контрафактная продукция» вопрос нарушения патентных прав был исключен.

Патенты, торговые марки и авторские права  

Права на интеллектуальную собственность имеют огромное значение для развития торговли, но они не имеют ничего общего с качеством продукции. Получение патента означает признание факта изобретения чего-то нового. Торговый знак означает зарегистрированный знак для идентификации продукции данной фирмы. Авторское право предоставляется автору на написанный им материал или работнику искусства на созданное музыкальное произведение. Все указанные виды интеллектуальной собственности могут быть предоставлены независимо от того, получаем ли мы удовольствие от произведения, на которое было получено авторское право, или от того, насколько доброкачественным является товар, на который получен патент или которому был присвоен товарный знак (т. е. независимо от качества продукции).

Задержание дженериков

Стирание грани между контрафактной продукцией и нарушением патентных прав – не просто теоретическая проблема. В настоящее время из-за неоднозначного толкования определений в различных европейских портах задержано не менее 22 поставок дженериков. Указанные транзитные отгрузки были задержаны при осуществлении поставок в рамках различных программ по охране здоровья населения в развивающихся странах, включая проекты по лечению больных ВИЧ/СПИДом. Любые задержания лекарств ведут к сбоям в сложной системе закупок и поставок лекарственных средств. Задержки с отгрузками (или в худшем случае их полная отмена) могут вызвать дефицит лекарств в лечебных учреждениях и рост цен на лекарственные средства.

Суть проблемы – качество и безопасность лекарств

Суть же проблемы контрафактных лекарств – в обеспечении охраны здоровья населения, безопасности и качества лекарств. Именно на этом необходимо сосредоточить внимание – на проблеме некачественных и фальсифицированных лекарств. Однако вместо того чтобы вырабатывать решения с позиции охраны здоровья населения и регулирования (к примеру, как обеспечить охрану здоровья населения, не допуская на рынок небезопасные лекарства, и/или как устранять с рынка небезопасные лекарства), силы, стоящие за движением против контрафактных лекарств, руководствуются силовым вариантом решения проблемы защиты прав на интеллектуальную собственность. Почему? Возможно, за этим стоит еще одно – новейшее и, возможно, самое изобретательное – усилие могущественной фармацевтической индустрии, направленное на защиту своих патентов и, естественно, своих прибылей.    

Несмотря на то, что представители движения «против контрафактной продукции» утверждают, что они руководствуются стремлением защитить здоровье населения, решение проблемы качества и безопасности лекарств путем укрепления прав интеллектуальной собственности совершенно неприемлемо. Решать же этот вопрос следует начинать с укрепления ведомств, отвечающих за регулирование обращения лекарственных средств, и их служб (регистрация лекарств, мониторинг на рынке, фармакологический надзор и т. д.). В части, касающейся лекарств, только соответствующий регуляторный орган страны может определить качество, эффективность и безопасность лекарства, но никак не патентное ведомство. Ведь в действительности существует множество патентов на лекарства, допуск в обращение которых просто невозможен из-за проблем с качеством и безопасностью.  

Подход африканского отделения Международной организации действия для здравоохранения

Международная организация действия для здравоохранения ( Health Action International – HAI ) является независимой глобальной сетью экспертов, цель деятельности которой – повышение уровня доступа населения к основным (жизненно важным) лекарствам и их рационального использования посредством применения наиболее эффективной исследовательской практики и конструктивной деятельности по защите общественных интересов. Поддерживая людей, пытающихся получить доступ к необходимым им лекарствам при реализации своего права на здоровье, африканское отделение HAI и его партнерская сеть выступают против усилий размыть границу между дженериками и контрафактной продукцией.

Мы решительно выступаем против тех, кто заявляет, что «борется против контрафактной продукции и защищает здоровье населения», тогда как их реальные усилия направлены на ограничение доступа к дженерикам и, таким образом, на защиту своих огромных прибылей. 

Африканское отделение HAI признает, что проблема некачественных и фальсифицированных лекарств носит действительно серьезный характер, представляя угрозу людям и здравоохранению в целом. Решает ли силовой вариант обеспечения прав интеллектуальной собственности эту проблему? Нет. Обеспечение этих прав через систему мер борьбы против контрафактной продукции создает угрозу для доступа населения к лекарствам и не решает проблему обеспечения качества и безопасности лекарств.

Криста Сепуч – Директор программ в Африканском отделении HAI

 

«Back