Июнь 2010 г. Выпуск 4

Экономические последствия участия Беларуси в Таможенном cоюзе ЕврАзЭС

«Back

Ирина Точицкая

Беларусь всегда активно участвовала в интеграционных инициативах, реализуемых в рамках СНГ. Она – член зоны свободной торговли стран СНГ и зоны свободной торговли ЕврАзЭС, а с 1995 г. находилась в таможенном союзе с Россией. После подписания 27 ноября 2009 г. президентами Беларуси, Казахстана и России Соглашения о создании Таможенного союза трех стран она стала членом данного регионального объединения.

К моменту создания Таможенного союза образца 2009 г. Беларусь последовательно переориентировала торговлю в целом, и в первую очередь экспортные потоки с рынков России и Казахстана, на так называемые страны остального мира. Например, в рамках СНГ росло значение Украины как торгового партнера. Удельный вес стран остального мира (включая Украину) в белорусском экспорте за 1998–2009 гг. увеличился почти в два раза (с 34,1% до 67,0% соответственно).

Экспортным рынком для Беларуси являлась исключительно Россия, удельный вес Казахстана в общем объеме экспорта оставался очень незначительным (1,1% в 2008 г., 1,5% в 2009 г.). В отношении импорта наблюдалась обратная тенденция. Доля поставок из стран остального мира сокращалась (с 45% в 1998 г. до 39,8% в 2008 г. и 41,2% в 2009 г.), что было связано с ростом импорта энергоносителей из России. Как и в случае с экспортом, роль Казахстана, как страны импортера, на протяжении анализируемого периода оставалась незначительной (0,3–0,4% от общего объема импорта).

Изменение тарифов после образования Таможенного союза

На момент создания Таможенного союза образца 2009 г. общая унификация тарифов между тремя странами находилась на уровне 65%, при этом между Беларусью и Россией таможенный тариф был унифицирован примерно на 95%, Россией и Казахстаном – на 62%. Уровень тарифной защиты в Беларуси был ниже, чем в России, но выше, чем в Казахстане. Согласно данным базы Всемирного банка «Мировые торговые показатели» белорусский средневзвешенный тариф составлял 8,04%, в то время как в России он равнялся 12,34%, также более низкой по сравнению с Россией и Казахстаном были тарифная дисперсия (1,02% против 1,11% и 1,79% соответственно) и тарифные пики.

27 ноября 2009 г. Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав государств утвердил ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза (ЕТТТС), за основу которых (92%) были взяты российские импортные пошлины. В связи с высоким уровнем унификации ставок таможенного тарифа между Россией и Беларусью для последней по 78,1% позиций не прошло никаких изменений, по 16,3% – пошлины понижены, при этом по 10,7% ставок они были понижены на 5% и менее, по 4,2% ставок – от 5 до 10% и по 1,2% ставок – от 10 до 20%. По 5,6% ставок пошлины были повышены, при этом по 1,5% товарных позиций ставки увеличились более чем на 20%, по 1,1% товарных позиций – с 10 до 20%.

Страны-участницы приняли также перечень из 1141 чувствительной позиции (632 из них касаются Беларуси), по которым ставки не могут быть изменены. В этот перечень вошли, в частности, мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо и субпродукты домашней птицы, рыба, молоко и сливки, сливочное масло, сыры и творог, сахар, кондитерские изделия, овощи и другие продукты питания, а также холодильники и морозильники, нити комплексные синтетические, стекловолокно.

Анализ возможных изменений объемов импорта из стран вне СНГ

Для того чтобы определить, какое влияние окажет применение ЕТТТС на торговлю Беларуси со странами вне СНГ, а именно на объемы импорта из данных стран, была проведена оценка возможных изменений объемов товарных потоков с использованием данных об изменении средневзвешенного тарифа; об импорте из стран вне СНГ за 2008 г. на уровне двух знаков ТН ВЭД, а также об эластичностях спроса на импорт для Беларуси.

Как показывают расчеты, в результате перехода на ЕТТТС объем сокращения импорта из стран вне СНГ может составить 1,1 млрд долл. США или 8% от уровня 2008 года. В первую очередь, это будет связано с прекращением ввоза на территорию Беларуси подержанных легковых автомобилей из стран дальнего зарубежья. Удельный вес данной товарной позиции в общем объеме поставок из стран вне СНГ составлял в 2008 г. 8,2%. Таким образом, можно ожидать увеличение поставок легковых автомобилей из России, однако оценить стоимостные объемы такого роста пока очень сложно, поскольку непонятно как быстро белорусские потребители переключатся на машины российского производства или сборки. Даже если предположить, что импорт российских легковых автомобилей вырастет в 3–4 раза, то его объемы все равно не будут превышать 0,05% от общего импорта из России.

Существенное сокращение импорта будет отмечаться по группам: 02 «Мясо и пищевые мясные субпродукты», 11 «Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод; крахмал; инулин; пшеничная клейковина», 17 «Сахар и изделия из сахара», 18 «Какао и продукты из него», 63 «Прочие готовые текстильные изделия, наборы одежды», 76 «Алюминий и изделия из алюминия»; 87 «Тягачи, автомобили, велосипеды и другие нерельсовые транспортные средства, их части и принадлежности».

Повышение пошлин и сокращение импорта по группам 02, 11, 17, 18, 63 выгодно белорусским производителям, поскольку позволит им повысить свои конкурентные позиции на белорусском и российском рынках.

Повышение пошлин по группе 76 приведет к замещению импорта из-за пределов СНГ российской продукцией. Рост тарифа на продукцию автомобилестроения (группа 87) также соответствует интересам России: в стране открываются сборочные производства грузовиков и автобусов, которые скоро могут стать ближайшими конкурентами белорусской продукции на российском рынке. В то же время вряд ли рост тарифа по данной группе позволит заметно увеличить экспорт в Россию белорусских грузовых автомобилей и седельных тягачей (14–15% в общем объеме экспорта в Россию в 2008–2009 гг.). В последние годы отмечалось снижение доли белорусской грузовиков в общем объеме продаж этой продукции на российском рынке (с 20% в 2008 г. до в 5,9% в 2009 году). Причем основным конкурентом Минского автомобильного завода (МАЗ) был российский КамАЗ, а не зарубежные производители.

Введение ЕТТТС также предполагает снижение пошлин на ряд товаров, что приведет к росту их импорта из стран вне СНГ. Прежде всего это касается следующих товарных групп: 15 «Жиры и масла животного или растительного происхождения», 27 «Топливо минеральное, минеральные масла и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воск минеральный»; 39 «Пластмассы и изделия из них»; 43 «Натуральный и искусственный мех и изделия из них»; 51 «Шерсть тонкая и грубая, шерсть животных, пряжа»; 54 «Синтетические и искусственные нити»; 57 «Ковры и прочие текстильные ковровые покрытия»; 58 «Специальные ткани и материалы»; 61 «Одежда и принадлежности одежды машинного и ручного вязания; 64 «Обувь, гетры и аналогичные изделия, их части»; 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование»; 85 «Электрические машины, аппараты, приборы»; 90 «Оптические, фотографические или кинематографические приборы, измерительные и контрольные инструменты».

Снижение пошлин на ковры, одежду и обувь сделает белорусских производителей менее конкурентоспособными на национальном и российском рынках, а также может сократить российский импорт данной продукции. Увеличение импорта по группам 84, 85, 90, товары которых относятся к категории инвестиционных, будет способствовать техническому обновлению белорусских предприятий, что может привести к росту их конкурентоспособности в будущем.

Одним из дискуссионных является вопрос о связи между участием в региональном торговом соглашении и возможностью привлечения иностранных инвестиций. Как показывает практика, либерализация и макроэкономические условия, институциональные реформы в большей степени, чем участие в торговых блоках, определяют приток внешних инвестиций в РТС, образованные между развивающимися и переходными экономиками. Помимо этого, в случае интеграции по типу Юг–Юг, а именно к такому типу относится вновь созданный Таможенный союз, прямые иностранные инвестиции распределяются между странами диспропорционально. Можно предположить, что Россия и Казахстан имеют преимущества перед Беларусью в получении инвестиций.

Участие в Таможенном союзе ЕврАзЭС и заявленное намерение стран присоединяться к ВТО единым блоком вряд ли поможет Беларуси ускорить процесс присоединения к этой международной организации, поскольку правила и процедуры ВТО не предусматривают такого варианта (вступления зоной свободной торговли или таможенным союзом). Координация позиций с Россией также представляется проблематичной, поскольку последняя намного дальше продвинулась в процессе переговоров. К тому же, заявления представителей белорусского МИД о том, что у Беларуси нет необходимости ускорять процесс присоединения к ВТО, расходятся с желанием России вступить в данную организацию в ближайшее время. Координация позиции с Казахстаном возможна, но только по достаточно узкому кругу вопросов, так как страны имеют очень разную структуру национальных экономик.

Следует подчеркнуть, что экономические последствия вступления Беларуси в Таможенный союз будут во многом зависеть от торговой политики этого регионального объединения. Участие Беларуси можно будет считать положительным элементом национальной торговой политики, если страны-члены будут последовательно сокращать уровень протекционизма, посредством снижения ЕТТТС, устранять нетарифные барьеры во взаимной торговле и в торговле с третьими странами, гармонизировать санитарные и фитосанитарные нормы. Все это приведет к увеличению торговых потоков и будет способствовать повышению благосостояния населения и конкурентоспособности национальных производителей.

Ирина Точицкая – заместитель директора Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента, Минск, Беларусь
Статья подготовлена на основе исследования по проекту “A Comparative Study of Causes and Effects of Financial Stability in EU and Russia”, No: 5009109, финансируемого Европейской комиссией

 

«Back