Июнь - Июль 2009 г. Выпуск 4
Европейский парламент подавляющим большинством голосов принял в мае запрет на продажу продуктов из тюленей. Хотя эта торговая мера должна в одинаковой степени распространяться и на импортные товары, и на продукты, произведенные в ЕС, у правительств стран-экспортеров, чьи интересы затрагивает это решение, будет возможность оспорить его в ВТО.
Действие этого запрета, который еще должны утвердить страны–члены ЕС, распространяется на все продукты из тюленей, включая мех, мясо, жир и даже таблетки омега-3, которые произведены из тюленьего жира. Под исключение попадут продукты традиционного охотничьего промысла эскимосов Аляски, Канады, Гренландии и народов Крайнего Севера России. Кроме того, побочные продукты из тюленей, которых отстреливают в соответствии с национальным законодательством «исключительно для целей устойчивого управления морскими ресурсами», могут попасть на рынок на некоммерческой основе.
Основным мотивом для введения европейскими законодателями запрета на продажу товаров тюленьего промысла было скорее их убеждение в жестокости методов убийства тюленей, а не сокращение популяции. Сторонники запрета утверждали, что убийство тюленей с использованием дубинок, которыми животным разбивают черепа, приводит к чрезмерным страданиям и что шкуру часто снимают с еще живых животных.
Некоторые страны–члены ЕС (Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия) уже ввели запреты на национальном уровне. В 1983 г . ЕС запретил продажу и импорт изделий из убитых детенышей тюленей – бельков. Канада запретила охоту на бельков в 1987 г ., но даже сейчас более 90% добытых в коммерческих целях тюленей – это детеныши в возрасте до одного года, а многим из них всего три-четыре недели.
Многие предполагают, что до июля страны–члены ЕС утвердят запрет на продажу продуктов из тюленей без существенных изменений, и это решение может вступить в силу уже в октябре 2009 года.
Представители стран – экспортеров товаров из тюленей опасаются, что от меха тюленей будут вынуждены отказаться дома моды Италии и Франции (страны, которые являются наиболее влиятельными в определении мировой моды на крупных рынках России и Китая). По подсчетам канадских экспертов, запрет ЕС обойдется стране почти в 2,4 млн канадских долларов. Франк Пинхорн из Канадской ассоциации промысловиков тюленя надеется, что запрет ЕС не отразится на торговле с Китаем и Россией, в которые поставляется основная часть канадских товаров тюленьего промысла. При этом он отметил, что решение ЕС может заставить коммерсантов искать иные торговые пути (в обход ЕС) для доставки своей продукции.
В то время как группы защитников животных приветствовали решение Европарламента, Канада и Норвегия заявили, что они могут оспорить это решение в ВТО, если в окончательном варианте нового законодательства ЕС не будут предусмотрены исключения для их продуктов из тюленей. Обе страны утверждают, что они используют гуманные методы добычи, которые имеют научное обоснование и отвечают международным нормам. Кроме того, они отмечают, что нормативные документы предписывают, чтобы шкуры снимали только с мертвых животных, а видеоматериалы, свидетельствующие об обратном, показывают лишь мощный мышечный спазм, происходящий уже после смерти.
«Если ЕС введет запрет на торговлю продуктами из тюленей, то он обязан предусматривать исключение для любой страны, в которой действуют жесткие указания для обеспечения гуманной и устойчивой практики добычи тюленей, – заявил Министр торговли Канады Стоквелл Дэй. – В отсутствие такого исключения Канада будет оспаривать этот запрет в ВТО». Дэй также пояснил: «Мы обратимся в ВТО, поскольку в правилах ВТО четко указывается, что если страна хочет запретить продукцию другой страны, то она должна иметь ясные научные и подтвержденные медициной причины для этого, а данный запрет ЕС не является научно обоснованным». Процесс рассмотрения спора начнется, если страны–члены ЕС утвердят новое законодательство в его нынешнем виде. Тем не менее, как отметил Премьер-министр Канады Стефен Харпер, нельзя позволить, чтобы этот вопрос «отравлял» начавшиеся в мае двусторонние торговые переговоры по подготовке соглашения о всестороннем экономическом партнерстве.
Делая заявление о возможной подаче Норвегией претензий в Орган по разрешению споров в ВТО, Министр иностранных дел этой страны Йонас Гар Стере сообщил, что широкий запрет ЕС не лишает его страну свободы действий в «принятии решений о том, как распоряжаться своими собственными морскими ресурсами». Он также отметил, что «запрет на торговлю товарами из тюленей [может] создать опасный прецедент в области устойчивой эксплуатации возобновляемых ресурсов».
Кроме того, потенциальные истцы настаивают, что для устойчивого управления морскими ресурсами требуется производить отстрел животных с целью контроля численности популяции тюленей. Они утверждают также, что добыча тюленей является важным источником дохода для изолированных прибрежных сообществ в сезон ограниченного рыболовства.
Статья XX ГАТТ–1994 и аналогичные исключения, предусмотренные в Соглашении по техническим барьерам в торговле, позволяют членам ВТО принимать запрещенные в других случаях торговые меры, если это необходимо для защиты общественной морали, жизни и здоровья животных или если они связаны с защитой истощаемых природных ресурсов. Если начнется рассмотрение спора по товарам тюленьего промысла, то дискуссии, по всей видимости, будут вестись вокруг двух вопросов: наличие научного обоснования для этого запрета и мог ли ЕС для достижения своей цели, то есть для предотвращения негуманного убийства тюленей, использовать альтернативные меры, которые в меньшей степени препятствуют международной торговле, например введение маркировки.
Оспариваться может также и исключение для эскимосских общин – как нарушение принципа национального режима ГАТТ. В таком случае третейской группе может потребоваться определить, являются ли производимые эскимосами товары из тюленей аналогичными продукции, на которую распространяется запрет. Такое определение может основываться только на способах добычи тюленей, а это приводит к спорному вопросу о дифференциации товаров в зависимости от методов обработки и производства.
В свете этого разбирательства сторонам спора и третейской группе, скорее всего, придется обратиться к двум значительным прецедентам. В 1991 г . третейская группа ГАТТ приняла решение о том, что США незаконно ввели запрет на мексиканские продукты из тунца из-за используемого мексиканскими рыболовами способа вылова рыбы (применения запрещенных в США сетей, которые приводят к гибели дельфинов). Следует отметить, что Мексика недавно вернулась к рассмотрению этого спора, утверждая, что используемые США критерии «безопасного для дельфинов» вылова тунца приводят к дискриминации мексиканского экспорта. И, наоборот, в другом эпохальном решении Апелляционный орган в 1998 г . указал, что США могут запретить импорт креветок из тех стран, которые применяют методы вылова, приводящие к гибели находящихся под угрозой исчезновения морских черепах, при условии, что такие торговые ограничения не применяются произвольным образом.
Основную долю в структуре торговли продуктами из тюленей занимают шкуры, меньше – мясо и жир. В Канаде, которая занимает первое место по добыче тюленей, ежегодно разрешается охота на Атлантическом побережье. В 2009 г . квота на добычу гренландского тюленя, который является наиболее распространенным видом для охоты и продажи, составляла 280 000 животных. Квота Норвегии составляла 47 000 взрослых тюленей. В 2008 г . общий объем канадских экспортных поставок продуктов из тюленей составлял 4,7 млн долл. США. Кроме того, коммерческий промысел тюленей ведется в Гренландии и Намибии. В период 2004–2007 гг. Гренландия в среднем добывала 160 000 тюленей в год и экспортировала 63 000 тюленьих шкур. Квота Намибии в 2008 г . составляла 86 000 животных.