Июнь - Июль 2009 г. Выпуск 4
Александр Борисенко
Мировой экономический кризис остается одной из главных тем для обсуждения в большинстве международных организаций. Однако тот факт, что мировое сообщество пока не смогло выработать эффективную стратегию борьбы с ним, свидетельствует о необходимости поиска нового формата дискуссии, при котором мнения максимального количества экспертов могут быть услышаны и учтены.
Одна из попыток реализации этой идеи была предпринята в мае 2009 г . в Женеве, где под эгидой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) состоялся общественный симпозиум «Глобальный экономический кризис и развитие: путь вперед». Уникальность мероприятия заключалась в том, что ЮНКТАД впервые в таком масштабе вовлекла в дискуссию представителей гражданского общества. В ходе пленарных заседаний и семинаров более 300 представителей научного сообщества, неправительственных организаций, бизнеса и профсоюзов имели возможность обмениваться с парламентариями и государственными чиновниками высокого уровня идеями о путях преодоления последствий кризиса.
Отстранившись на время от чисто экономических вопросов, участники симпозиума сконцентрировали свое внимание на таких важных проблемах, как влияние кризиса на права человека, растущий уровень безработицы, опасность социальных волнений в наименее развитых странах, увеличивающаяся диспропорция в распределении мировых богатств между богатыми и бедными странами.
Генеральный секретарь ЮНКТАД Супачай Панитчпакди в своей речи отметил, что борьбу с кризисом нельзя сводить лишь к попыткам оздоровить экономику стран Запада. «Остальной мир не сможет выйти из кризиса автоматически вслед за Западом, – заявил он, – мы не можем вернуться к той же циклической системе подъемов и спадов, необходимо думать о реальных, а не косметических реформах».
Принимающие участие в симпозиуме представители общественности согласились с тезисом о том, что в первую очередь руку помощи необходимо протягивать не финансистам с Уолл-стрит, а простым людям, создающим реальные ценности. Наличие или отсутствие работы – вот главный фактор, через который глобальная экономика влияет на обывателей. И прослеживающиеся в этой сфере тенденции выглядят устрашающе.
Как прозвучало в сообщении Генерального директора Международной организации труда (МОТ) Хуана Сомавия, количество безработных в мире в 2008 г . выросло на 14 млн, а к маю 2009 г . – на 50 млн. Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов (МКП) Гай Райдер добавил к этому, что среди рабочих усиливается настроение страха и озлобленности. «Они видят большую несправедливость в том, что им пришлось стать беспомощными жертвами кризиса, который случился не по их вине», – заявил Райдер.
Выступавшие отмечали, что, обостряя неравенство между странами, кризис увеличивает его и между полами. Женщины в развивающихся странах особенно подвержены влиянию кризиса, так как наиболее уязвимыми оказались те секторы индустрии, где преобладает женский труд – текстильный, сельскохозяйственный и туристический. Также на одном из пленарных заседаний было заявлено, что в 2009 г . из-за кризиса в состоянии нищеты могут оказаться от 55 до 90 млн человек. Это количество добавится к тем 130–150 млн, которые уже находятся в этом состоянии из-за увеличившихся цен на продовольствие и топливо в 2008 году. Большинство этих людей проживает в наименее развитых странах, в которых экономический кризис уже вызвал гуманитарные и политические потрясения.
В связи с этим со стороны общественных организаций прозвучал призыв, чтобы страны-доноры не отказывались от своих обязательств перед государствами «третьего мира» из-за увеличения внутренних расходов на социальные нужды. «Если мы взяли на себя обязательства, их необходимо выполнять. Нельзя оправдываться тем, что у нас нет денег», – так говорили многие участвовавшие в симпозиуме представители стран Запада.
В ходе дискуссии об основных причинах нынешнего кризиса участники выделили следующие из них: макроэкономический дисбаланс; структурные проблемы ведущих мировых экономик; слабое прогнозирование мировых экономических процессов, а также другие системные и институциональные факторы. Постоянно растущая глобальная взаимозависимость привела к обострению неравенства между отдельными странами, с которым не могут справиться международные институты.
Участники симпозиума пришли к выводу, что кризис поставил под сомнение рациональность нерегулируемой интеграции в мировую экономическую и финансовую систему. Уже сейчас очевидно, что от него особенно пострадали наиболее открытые и зависимые от внешней торговли страны.
Общее снижение объемов прямых иностранных инвестиций по всему миру также особенно негативно сказалось на развивающихся странах. Большой ущерб им нанесло и снижение объемов международной торговли – ВТО прогнозирует снижение экспорта из развивающихся стран на 7–9% в 2009 году. Особенно критичным это является для наиболее бедных стран, экономика которых зависит от экспорта 1–2 видов товаров.
В то же время было отмечено, что некоторые наименее развитые страны Азиатско-Тихоокеанского региона продемонстрировали невосприимчивость к влиянию кризиса и даже показали некоторый рост экономики. Способность развивающихся стран противостоять экономическому спаду связывается с уровнем их зависимости от экспорта и прямых иностранных инвестиций, а также от гибкости финансовой политики их правительств. Эксперты констатировали, что наибольшую эффективность показали такие меры по стимулированию экономики, в которых основное внимание уделялось созданию рабочих мест и социальной защите населения. Однако подобные приоритеты редко встречаются в антикризисных стратегиях развивающихся стран.
Во второй день симпозиума обсуждались способы борьбы с нынешним экономическим кризисом и его последствиями. Представители общественных организаций и частного сектора выразили обеспокоенность возможностью того, что кризис не повлечет за собой глобальных реформ международной финансовой системы. Не раз звучало мнение, что международные финансовые институты устарели и нуждаются в полном обновлении.
Участники симпозиума сошлись на необходимости разработки новой, более стабильной системы курсов обмена валют. Говорилось также о создании на региональном уровне новых инструментов, институтов и механизмов финансового регулирования. Звучали призывы к усилению подобного регулирования, в частности, для борьбы с практикой торговли ценными бумагами без покрытия.
В ходе одного из заседаний поступило предложение о введении моратория на выплату долгов развивающимися странами, чтобы у их правительств в распоряжении было больше средств для стимулирования экономики. Помимо этого была высказана идея о необходимости создания универсального механизма реструктуризации долгов в будущем.
Особо отмечалось, что улучшение отдельных экономических показателей развитых стран не должно восприниматься как признак завершения кризиса. Подобное заблуждение может привести к пренебрежению долговременными последствиями спада, которым еще только суждено в полном объеме проявиться в наименее развитых странах.
Выступавшие подчеркивали важность шагов по стимулированию экономики на региональном уровне. В качестве положительного примера приводился наблюдаемый в последние годы рост кооперации между некоторыми странами Юга.
Многократно высказывалось мнение о том, что именно ООН должна играть ведущую роль в борьбе с кризисом, так как наибольшее по сравнению с другими международными организациями количество членов делает ее особенно подходящим форумом для решения подобных многополярных задач. Отмечалось, что многие необходимые для выхода из глобального кризиса меры напрямую связаны с Целями развития тысячелетия ООН, работу над достижением которых следует форсировать.
Эксперты также подчеркивали острую необходимость в создании новых, более эффективных международных институтов. Возможность преодоления кризиса силами «большой двадцатки» была поставлена под большое сомнение. Речь шла о необходимости более широкой международной кооперации с активным вовлечением африканских стран в процесс разработки антикризисной стратегии.
Важная роль в борьбе с кризисом отводится гражданскому обществу, которому необходимо тщательно отслеживать действия таких финансовых институтов, как МВФ, и отстаивать в международных организациях интересы наименее развитых стран.
Общим мотивом общественного симпозиума ЮНКТАД стал тезис о том, что возможность справиться с последствиями глобального экономического кризиса появится только в случае активной кооперации государств, международных организаций и гражданского общества. Только подобный глобальный подход позволит не просто сгладить негативные эффекты экономического спада, но также, возможно, преодолеть цикличность мирового экономического развития. Отчетливо проявившаяся тенденция к учащению экономических спадов ставит под угрозу стабильность современного миропорядка, и мировое сообщество обязано предпринять все возможное для ее изменения.
По мнению большинства участников общественного симпозиума ЮНКТАД, для этого требуется разработка политики «глобального нового курса», которая включила бы в себя серьезную реформу валютной системы и создание более легитимных институтов глобального управления, которые, помимо всего прочего, обеспечили бы более тесную связь между системой международной торговли и мировой финансовой структурой.
Александр Борисенко –
научный сотрудник Российского научно-исследовательского института экономики,
политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП)