Июнь - Июль 2009 г. Выпуск 4

Закат доллара как единой меры ценностей?

«Back

Владислав Ларин

Американский доллар слабеет. Его реальная стоимость становится все более абстрактной величиной. В этой связи возникает сразу несколько вопросов: чем торговать, за какие деньги и сколько реально объекты торговли должны стоить с учетом потребностей мировой экономики. И главное – что идет на смену доллару?

Эксперты, не участвующие в биржевой игре, обсуждают проблему ослабления доллара не менее пяти последних лет. Наиболее дальновидные специалисты говорят об этом на протяжении 10 лет – со времени кризисной волны 1998 года. Для финансистов тема обесценивания американской валюты считается запретной. Или же за своими финансовыми схемами они не успевают увидеть масштабы приближающегося бедствия, понять глубину кризиса? Проблема заключается в том, что в мировой торговле приближается коллапс.

Суть проблемы

После Второй Мировой войны экономическая мощь и политический вес США позволили денежной единице этой страны стать главным мерилом всех ценностей в мировой экономике. После нефтяного кризиса начала 70-х гг. в результате экспансивной экономической политики США доллар закрепил за собой право определять стоимость нефти, ставшей «кровью» мировой экономики. Впоследствии цена всех добываемых в мире ресурсов (и даже золота, которое ранее являлось мерой стоимости всего в этом мире), производимых товаров и оказываемых услуг стала определяться исключительно состоянием финансовой системы США. В результате мировая экономика постепенно стала утрачивать внешние ориентиры, позволяющие определять реальную стоимость материальных ценностей, товаров и рабочей силы. Все больше она попадала в зависимость от финансистов, а не от промышленности, производящей товары, или от сферы услуг, обслуживающей потребности людей.

Данные о динамике стоимости золота на лондонской бирже на январь каждого года в период с 1968 г . по 2006 г . указывают на лихорадочное движение этого показателя при нарастании или снижении напряженности экономического положения США. За последние 40 лет золото подорожало примерно в 30 раз, а летом 2008 г . стоимость унции золота превысила 1000 долл. – ту границу, которую этот благородный металл, по всей видимости, вновь преодолеет в ближайшее время – теперь уже навсегда. При этом эксперты полагают, что реальная стоимость золота существенно занижена. Расходятся они лишь в оценке того, на сколько – на 10–20% или на 200–300%. В том случае, если начнется массовый отказ государств от доллара во взаимной торговле – возврат к золотому стандарту в мировой финансовой системе представляется неизбежным. Лидеры некоторых стран предлагают более экзотические стандарты стоимости, но их применение на практике представляется маловероятным.

Главный повод для критики в условиях существующей монетарной системы – Федеральная резервная система США может производить эмиссию долларов в любое время, в любом количестве и без консультаций со своими партнерами по глобальной экономике. Единственным критерием необходимости такого шага считается польза для финансовой системы США. Только легендарная надежность американского доллара как универсального ликвидного платежного и резервного средства позволила продержаться этой очевидно несправедливой системе более полувека.

Между тем, ситуация в мировой экономике менялась, появлялись новые очаги развития, рушились прежние политические блоки, возникали более современные финансовые механизмы – мало поддающиеся контролю со стороны регуляторов. В мире возрастало количество заменителей денег (они получили название производных финансовых инструментов – деривативов), стоимость которых была весьма абстрактной, «дутой» величиной, не имевшей под собой никакой экономической основы. Надувались и лопались финансовые пузыри. В результате мировая экономика и ее «рулевые» утратили понимание того, сколько стоят товары и в каких единицах эту стоимость следует измерять.

Без решения вопроса об универсальной и общепризнанной мере ценностей не удастся выйти из нынешнего экономического кризиса, который обещает перерасти в коллапс глобальной экономики, если не будет найдено быстрое решение. В чем отдельным гражданам, целым странам и всем участникам глобальной экономики следует хранить накопленные материальные ценности? Чем расплачиваться во взаимной торговле? Чем измерять меру стоимости товаров?

Современная ситуация

Особенность современного переходного периода заключается в том, что ответа на эти вопросы не просто никто не знает – его пока вообще не существует. Разные государства ищут собственные пути.

Самый распространенный из обсуждаемых путей ухода от доллара – введение региональных валют среди государств, имеющих общие политические и экономические интересы. Наиболее известный пример – предложение ввести единую валютную единицу для Американского континента (условное название – амеро). В последние дни получила развитие ситуация с единой валютой для стран Персидского залива. 7 июня 2009 г . представители четырех стран – участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта и Катара) подписали в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) Соглашение о единой валюте. Согласно документу, до конца 2009 г . будет создан Валютный совет, который займется реализацией этого решения.

Мнения российских экспертов, высказанные по этому поводу, достаточно близки. Председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин считает, что «создание единой валюты в странах Персидского залива – совершенно локальный вопрос. Все равно весь мир будет совершать финансовые операции с помощью доллара и евро. Последствий появления нового вида денег никак не отразится ни на США, ни на России, ни на странах Европы».

Свои сомнения о глобальном использовании единой валюты стран Персидского залива высказал также Директор Департамента финансовой политики Минфина России Алексей Саватюгин. Он отметил: «Евро приобрел мировую популярность, стал сильным и надежным потому, что в странах европейского региона уровень экономики очень высок! Тут, скорее, речь идет о налаженных финансовых процессах. Страны Персидского залива могут удерживать свои позиции только за счет нефти, поэтому курс их единой валюты будет крайне нестабильным. Скорее всего, эта валюта не получит широкого распространения. Все эти попытки стран Латинской Америки и Персидского залива создать конкурентную единую валюту бесполезны на мировом уровне».

Мнение автора отличается от мнения уважаемых экспертов. Ничто не мешает четырем гигантам нефтедобычи привязать стоимость добываемого ресурса к пресловутому золоту, чтобы определить реальную стоимость производимой нефти как товара, а не как объекта биржевых спекуляций. После чего стоимость доллара и многих «привязанных» к нему товаров быть может и не исчезнет, но придет к своей реальной отметке. Дело в том, что главная задача современных финансистов заключается не в том, чтобы обрушить или ценой потери стабильности мировой экономики удержать от падения доллар, а в том, чтобы определить его реальную стоимость в сравнении с некой группой наиболее широко применяемых сырьевых ресурсов и производимых из них товаров. А чем можно измерять стоимость доллара? Произведенными автомобилями? Китайским «ширпотребом»? Российским лесом? Глобальными выбросами парниковых газов? Нет. Только золотом.

Второй возможный путь – расширять предпринимаемые некоторыми странами усилия по использованию во взаимной торговле собственных валют. Подобное сейчас обсуждается между Беларусью и Украиной. Такое решение вполне может быть реализовано. При этом следует понимать, что оно представляет собой не более чем разновидность бартерного обмена, который широко применялся в бывшем СССР и России в период экономического коллапса конца 80-х – начала 90-х годов. Ведь если национальная валюта не «привязана» к реальным ценностям (например – золоту, доллару или евро), а экономика страны находится в состоянии кризиса, граничащего с дефолтом по государственным обязательствам, то будет весьма непросто найти справедливый способ конвертации одной неустойчивой национальной валюты в другую. В каждом конкретном случае, исходя из рыночных реалий, это будет разный курс. И как следствие – всегда у таких стран будет подозрение в ненадежности партнера и несправедливости состоявшегося обмена товарами...

Об «островках стабильности» и новых резервных валютах

Российское руководство не оставалось в стороне от глобального непонимания сути развивавшегося в 2007–2008 гг. мирового кризиса. Заявления Президента и премьер-министра, которые они делали еще в начале 2009 г . относительно того, что Россия в грядущем кризисе будет «островком стабильности», а российский рубль претендует на звание резервной валюты наравне с «большой четверкой» (долларом, евро, фунтом и йеной), удивляли независимых экспертов. У сторонних наблюдателей возникал вопрос: это они так шутят или действительно им непонятны масштабы и причины начинающегося кризиса?

Сейчас эйфория несколько улеглась. И уже не российский рубль, а китайский юань претендует на место американского доллара в системе мировой торговли. Претендентов может быть много – вплоть до зимбабвийского доллара, монгольского тугрика или украинской гривны. Главное – чем будет обеспечена новая резервная валюта. Мощью государственной экономики? Это достаточно мифическая величина даже в отношении наиболее развитых стран. Наличием ресурсов? А какова их стоимость в понятных ценностных единицах?

Похоже, что в качестве универсальной меры ценностей вновь возвращается золото. Хотя его в мире не так много, зато стоимость этого металла проверена тысячелетиями развития цивилизации. Вряд ли нам в ближайшее время удастся отойти от многовековых традиций и вернуться к краткосрочному почитанию «резаной бумаги», номинальная стоимость которой в тысячи раз превосходит стоимость ее изготовления. Очевидно, что мировые финансисты «доигрались». Пора возвращаться к проверенным ценностям. А там будет видно...

Источники:
http://www.k2kapital.com/news/fin/619217.html
http://www.interfax.ru/news.asp?id=84150

«Back