Выпуск 3 - Май 2013

Регулирование отношений в области осуществления международных перевозок до и после присоединения к ВТО

 

Елена Кушниренко

В чем смысл присоединения стран к ВТО? Каково соотношение выгод и возможных потерь от членства в этой организации? Когда эксперты обсуждают эти вопросы с общественностью, то чаще всего они приводят следующие аргументы в пользу присоединения к ВТО:

· недискриминационный доступ (по сравнению с третьими странами) на рынки членов ВТО;
· гарантированный уровень доступа на рынки членов ВТО;
· возможность участия в разработке новых правил торговли;
· возможность защиты своих интересов в Органе ВТО по разрешению споров.

Если два последних аргумента не подлежат никакому сомнению, то актуальность первых двух, во всяком случае, в том, что касается сферы услуг, вызывает сомнения. Почему? Ответ на этот вопрос рассматривается в настоящей статье на примере одной из стратегических отраслей услуг – транспортных, доля которых в мировом экспорте составляет около 21%. В статье анализируются специфические обязательства членов ВТО в секторе «транспортные услуги» (гарантированный уровень доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на свой рынок) и изъятия из режима наибольшего благоприятствования (возможность применения преференциального режима в отношении услуг и поставщиков услуг отдельной страны).

Из 157 членов ВТО обязательства в области транспортных услуг приняла только 91 страна (в эту цифру входит ЕС-12). Из этого следует, что только 57% членов ВТО гарантируют какой-либо уровень доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на свой рынок. Все остальные члены ВТО оставляют за собой возможность вводить любые ограничения на доступ иностранных услуг и поставщиков на свой рынок, включая установление запрета на такой доступ.

На основе этих данных можно сделать вывод, что во многих случаях присоединение страны или отдельной таможенной территории к ВТО не гарантирует возможность доступа на рынки других членов ВТО. Как и до присоединения к ВТО, для многих стран условия доступа продолжают регулироваться на основании двусторонних и многосторонних соглашений между заинтересованными торговыми партнерами.

Автомобильный транспорт

В секторе «услуги автодорожного транспорта», который в свою очередь включает в себя 10 подсекторов услуг, лишь 55 стран (то есть всего 35% членов ВТО) гарантируют возможность определенного в обязательствах уровня доступа на свой рынок во всех или в одном из подсекторов.

Особый интерес, конечно, представляют обязательства в области международных грузовых перевозок, которые, как известно, вне ВТО регулируются двусторонними соглашениями. Следует отметить, что только 13 членов ВТО (то есть 8,3% членов организации) гарантируют возможность осуществления международных грузовых перевозок иностранными поставщиками услуг без каких-либо ограничений, как количественных, так и по «глубине проезда». Причем только шесть из них находятся в Евразии: Армения, Грузия, Кыргызстан, Китай, Молдова и Исландия.

Гарантирует ли членство в ВТО получение недискриминационного доступа на рынок международных грузовых перевозок? Например, гарантирует ли ЕС предоставление российским поставщикам услуг условий осуществления международных грузовых перевозок, которые будут не хуже условий, предоставляемых, например, китайским или азербайджанским поставщикам услуг? Как известно, Китай – член ВТО, тогда как Азербайджан находится в процессе присоединения к ВТО.

По имеющимся данным, 47 стран, то есть около 30% членов ВТО, сделали изъятия из своих обязательств и таким образом предусмотрели возможность предоставления преференциального режима услугам и поставщикам услуг отдельных стран, не распространяя его на услуги и поставщиков услуг других стран. Возможность предоставления преференциального режима, как правило, касается установления отдельного режима при выдаче разрешений, взимании различных налогов и сборов, в частности, за использование дорог общего пользования. В список членов ВТО, которые предусмотрели такие изъятия, вошли такие страны, как Албания, Армения, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, страны-члены ЕС-12, Финляндия, Латвия, Литва, Польша и Украина.

На основе изложенного можно сделать следующий вывод – присоединение к ВТО в большинстве случаев не предполагает существенных изменений в регулировании международных грузовых перевозок. После присоединения к ВТО возможность беспрепятственного и недискриминационного осуществления грузовых автомобильных перевозок появляется далеко не всегда. Как и вне ВТО, странам необходимо заключать двусторонние и многосторонние соглашения, которыми и определяются количество поездок, а в некоторых случаях и «глубина проезда».

В частности, интересным представляется пример отношения Китая к своим отдельным обязательствам. В рамках присоединения к ВТО Китай принял обязательства обеспечить возможность осуществления международных грузовых автомобильных перевозок на своем рынке без каких-либо ограничений и на основе РНБ (недискриминации как поставщиков услуг членов ВТО между собой, так и по сравнению с третьими странами, которые не являются членами ВТО). Эти обязательства должны распространяться на Россию, и Китай не должен применять какие-либо количественные или качественные ограничения международных перевозок, осуществляемых российскими поставщиками услуг. Таким образом, в связи с присоединением к ВТО для российских автотранспортников должны существенно улучшиться условия доступа на китайский рынок автоперевозок. Однако известно, что Китай не выполняет свои обязательства по международным грузовым автомобильным перевозкам, но ни один член ВТО до настоящего времени не обратился в Орган ВТО по разрешению споров по данному вопросу, видимо, исходя из стоимости разрешения такого спора.

Услуги внутреннего водного транспорта

Доступ на рынок услуг внутреннего водного транспорта традиционно является одним из самых закрытых секторов, в которых страны не гарантируют возможность осуществления каких-либо услуг иностранными поставщиками.

Так, из 157 членов ВТО обязательства в данном секторе приняли только 19 – всего лишь около 12% всех членов организации. Только 11 стран гарантируют возможность перевозок грузов и пассажиров из третьих стран в свою страну по внутренним водным путям. При этом только 4 страны – Гамбия, Китай, Молдова и Сьере-Леоне – гарантируют возможность осуществления таких перевозок без каких-либо ограничений.

Гарантируется ли недискриминационный доступ к внутренним водным путям? Только 12 стран сохранили за собой возможность применения преференциального режима в отношении услуг и поставщиков услуг отдельной страны, не распространяя такой режим на остальных членов ВТО.

Какой можно сделать вывод? В большинстве случаев режим доступа (осуществления перевозок) к внутренним водным путям определяется (как и до присоединения к ВТО, так и после) на основании национального законодательства, а также двусторонних и многосторонних соглашений, заключаемых с заинтересованными партнерами. При этом есть возможность получить условия осуществления перевозок с использованием внутренних водных путей члена ВТО на условиях не худших, чем предоставляются услугам и поставщикам услуг любой третьей страны. Исключение составляют 12 стран, которые сохранили за собой возможность применения преференциального режима.

Услуги морского транспорта

Несмотря на то что рынок услуг морского транспорта является одним из самых либеральных, обязательства в рамках ВТО в секторе «услуги морского транспорта» приняли 55 стран, но только 38 из них гарантируют какой-либо уровень доступа на рынок перевозок грузов морским транспортом и лишь 27 членов ВТО, среди которых Гонконг, Китай, Норвегия, Украина, Турция, а также, что удивительно, Кыргызстан и Молдова, гарантируют возможность осуществления таких перевозок без каких-либо ограничений.

Сколько членов ВТО гарантируют равный доступ к своему рынку перевозок грузов морским транспортом? Изъятия из РНБ предусмотрены только 32 странами, то есть 125 членов ВТО или около 80% всех членов организации гарантируют возможность недискриминационного доступа.

Следует отметить, что члены ВТО предусмотрели возможность предоставления различных преференций. Например, Турция готова снизить тарифную ставку по обслуживанию судов иностранных морских транспортных компаний в случае, если подобная мера будет применена для турецких компаний.

Финляндия и Швеция применяют изъятие, по которому они могут исключать суда, зарегистрированные под иностранными флагами, из списка, запрещающего работы в сфере каботажных перевозок. Вьетнам оставляет за собой право применения предусмотренных соответствующими международными соглашениями преференций к иностранным компаниям.

При рассмотрении обязательств в секторе «услуги морского транспорта» и определении их значимости для поставщиков услуг стран-членов ВТО необходимо принимать во внимание несколько значимых фактов. Как известно, сфера применения ГАТС к услугам морского транспорта до настоящего времени не определена, ведутся переговоры. Следовательно, члены ВТО могут применять преференциальные меры в отношении услуг и поставщиков услуг отдельно взятой страны, не распространяя такие преференции на другие страны и даже не внося бенефециаров преференций в Список изъятий из РНБ. Помимо этого, возможно внесение любых изменений и дополнений в принятые обязательства, а также их аннулирование до даты, которая должна быть определена в рамках указанных переговоров.

Таким образом, в рамках ВТО возможность доступа на рынок международных грузовых перевозок гарантируется только небольшим количеством стран, а гарантии недискриминационного доступа вообще не предоставляются. При этом, условно говоря «завтра» все может измениться.

Железнодорожный транспорт

Обязательства в области услуг железнодорожного транспорта приняли 36 стран (то есть около 23% членов ВТО), из которых только 10 гарантируют возможность осуществления международных грузовых перевозок без каких-либо ограничений. Остальные члены организации не предоставляют такие гарантии, оставляя за собой возможность введения любых ограничений, включая запрет на осуществление международных грузовых перевозок.

Изъятия из РНБ, то есть возможность применения преференциальных мер только в отношении услуг и поставщиков услуг отдельной страны, предусмотрели 16 стран. В частности, Болгария, Словакия, Чехия и Украина не планируют применение особых мер в рамках существующих или будущих соглашений, которые регулируют доступ и/или коммерческие права и условия для данного вида экономической деятельности на территории государства или между странами, которые являются сторонами соответствующего соглашения.

Из этого можно сделать вывод, что в большинстве случаев доступ на рынок международных грузовых перевозок не гарантируется и должен определяться двусторонними и многосторонними соглашениями вне ВТО. Однако при этом страны-члены ВТО (за исключением 16 стран) должны обеспечивать равные условия осуществления таких перевозок.

Воздушный транспорт

На настоящий момент ГАТС не распространяется на меры, касающиеся прав перевозки воздушным транспортом, как бы они не были предоставлены, и услуги, непосредственно относящиеся к реализации прав перевозки. ГАТС распространяется только на ремонтное и эксплуатационное обслуживание самолетов, продажу и маркетинг авиатранспортных услуг, а также услуги компьютерной системы резервирования[1].

Таким образом, регулирование в данной сфере остается исключительно в рамках двусторонних и многосторонних соглашений о воздушном сообщении.

Какой вывод можно сделать? Аргументы экспертов о предоставлении недискриминационных условий осуществления перевозок, а также гарантированного уровня доступа на рынки транспортных услуг во многом преувеличены. Все, как и вне ВТО, решается на основании двусторонних и многосторонних соглашений с заинтересованными торговыми партнерами. Содержание этих соглашений в большой степени зависит от переговорных возможностей представителей стран. Но в этом есть и свои преимущества, поскольку на двустороннем и даже многостороннем уровне, если это, конечно, не 157 стран, всегда проще договориться, а кроме того, есть больше возможностей что-либо изменить в соглашении с учетом существующей ситуации на рынке.

Лена Кушниренко – начальник отдела услуг и инвестиций Департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии
[1] Тем не менее, четыре страны: Молдова, Кыргызстан, Сьере-Леоне и Гамбия приняли обязательства в области перевозок воздушным транспортом.

«Back