Выпуск 2 - апрель 2014
Умида Хакназар
Присоединение Узбекистана к «новому» Договору о зоне свободной торговли СНГ (Договор о ЗСТ) от 18 октября 2011 г. вызывает вопрос: а что же изменится в торговой политике Узбекистана? Ведь беспошлинный режим в отношении перемещения товаров между Узбекистаном и странами СНГ действует еще с 1994 г., когда Соглашение о создании зоны свободной торговли СНГ было заключено впервые. С того времени между странами-членами СНГ было подписано более 110 двусторонних соглашений, включая соглашения о ЗСТ.[1] Изменит ли «новый» Договор о ЗСТ статус-кво и будет ли содействовать либерализации экономики Узбекистана, углублению интеграционных процессов и расширению объема взаимной торговли? Будет ли эта договоренность охватывать не только экспорт сырья, но и готовую продукцию, услуги, вопросы инвестиций, конкуренции, миграции рабочей силы, окружающей среды, а также социальные вопросы?
Торговые интересы Узбекистана
За прошедшие с момента распада СССР годы Узбекистан прочно закрепил за собой репутацию страны с протекционистской торговой политикой, что выражается, кроме прочего, в высоких тарифных и нетарифных барьерах на импорт готовой продукции, чрезмерном вмешательстве государства в экономику, дискриминационных налогах на импорт, ограничениях по международным платежам (ограниченная конвертация) и других административных барьерах. В результате Узбекистан часто оказывается на последних позициях в различных международных рейтингах по оценке деловой среды, уровня коррупции и инвестиционного климата. Например, в 2013 г. в рейтинге Всемирного банка “Doing business” Узбекистан занял 156 место, а в рейтинге “Corruption Perception Index” - 168 место.
Основными статьями экспорта Узбекистана являются природный газ, золото, хлопок и полезные ископаемые (в стране более 2700 месторождений и перспективных проявлений примерно 100 видов минерального сырья). Узбекистан - вторая страна в мире по объему экспорта хлопка и пятая - по производству хлопковой продукции. Согласно данным Госкомстата Узбекистана, объем экспорта товаров и услуг из Узбекистана за 2002-2011 гг. вырос с 3 до 15 млрд долл. США, то есть в 5 раз. Такой рост обусловлен как увеличением физического объема экспорта отдельных товарных групп, так и ростом мировых цен на ряд товарных категорий узбекского экспорта, прежде всего, на золото и прочие металлы, природный газ и хлопок-волокно. Наряду с существенным ростом экспорта сырьевых товаров (драгоценные металлы и камни, черные металлы, уран, природный газ и продукты переработки нефти), также имеет место значительное увеличение экспортных поставок отдельных видов готовой продукции: пластмасс и изделий из них, удобрений, текстильной продукции, плодоовощной продукции, легковых автомобилей, электрических машин и оборудования. Аналогичный тренд наблюдается и в экспорте отдельных видов услуг: туристических, коммуникационных, пассажирских перевозок воздушным и железнодорожным транспортом.
По данным Госкомстата Узбекистана, основными покупателями узбекских товаров и услуг являются: Россия (31,9%), Китай (7,2%), Казахстан (6,8%), Турция (5,5%), Афганистан (5,0%) и Европейский союз (4,2%). Значительно возрос за последние годы объем экспорта в Китай (в 41,5 раза), Казахстан (в 8,8 раз) и Россию (в 7,6 раз). Россия является ведущим торговым партнером Узбекистана, куда кроме хлопка экспортируются такие товары, как природный газ, плодоовощная продукция и легковые автомобили. Кроме того, существует значительный экспорт рабочей силы из Узбекистана в страны СНГ, в частности, в Россию и Казахстан. По неофициальным данным, около 30% валютных поступлений в республику обеспечиваются денежными переводами от узбекских трудовых мигрантов. Согласно информации Центробанка России, Узбекистан - основной получатель личных переводов из России: в 2012 г. их объем превысил 6,2 млрд долл. США, составив 24,6% от общего объема личных переводов из России.[2] Таким образом, можно с уверенностью сказать, что основным торговым партнером Узбекистана все еще остается Россия и беспошлинный режим во взаимной торговле исключительно важен для Узбекистана.
Что нового в «новом» Договоре о ЗСТ СНГ?
«Новый» Договор о ЗСТ сохраняет беспошлинный режим торговли, но чем же он отличается от предыдущего Соглашения о ЗСТ от 1994 года? Основное отличие в том, что новая договоренность учитывает нормы ВТО. В «новый» Договор о ЗСТ включены принципы недискриминации (национальный режим и режим наибольшего благоприятствования), регулирование количественных ограничений, нетарифных барьеров (стандартов и технических регламентов, а также санитарных и фитосанитарных мер), таможенные формальности, субсидии и обязательства по международным платежам. «Новый» Договор также предусматривает применение правил определения страны происхождения согласно Соглашению о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 2009 года. Кроме того, предусматривается механизм разрешения споров - спорящие стороны могут обратиться в Экономический суд СНГ.
Хотя круг вопросов, охваченных «новым» Договором, все еще ограничивается торговлей товарами, достаточный прогресс был достигнут по сравнению с Соглашением от 1994 г., которое сводилось к предоставлению тарифных преференций по узкому перечню товарных позиций. Прогресс в основном связан с тем, что большинство стран-участниц Договора являются членами ВТО. Исключение составляют лишь Казахстан, который находится уже на заключительной стадии переговоров о присоединении к ВТО, и Узбекистан, который ведет переговоры об условиях своего членства в этой международной организации.
Если сравнивать Договор о ЗСТ СНГ с такими объединениями, как НАФТА и ЗСТ между Австралией и Новой Зеландией, то последние регулируют гораздо более широкий спектр вопросов, в том числе услуги, инвестиции, конкурентную политику, права интеллектуальной собственности, охрану окружающей среды и миграцию рабочей силы. Это обусловлено тем, что страны-участницы используют ЗСТ в качестве инструмента для более тесной интеграции своих экономик, а также для урегулирования тех вопросов, по которым члены ВТО не могут договориться на многостороннем уровне.
Вышеперечисленные вопросы могут стать следующим этапом в процессе интеграции экономик в СНГ и создать основу для развития и реализации внутренних реформ и стимулирования конкуренции, что также будет способствовать расширению участия стран СНГ в международной торговле.
Изъятия в отношении Узбекистана
Узбекистан сохраняет и ранее действовавший беспошлинный режим в торговле со странами СНГ, однако, к сожалению, не все вышеперечисленные новшества Договора о ЗСТ будут применяться по отношению к Узбекистану. Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан, который является неотъемлемой частью Договора, предусматривает множество оговорок.
До даты присоединения Узбекистана к ВТО или до 31 декабря 2020 г., в зависимости от того, какая из этих дат наступит ранее, Узбекистан освобождается от выполнения следующих обязательств:
- предоставить национальный режим в соответствии со статьей III ГАТТ-1994. На сегодняшний день Узбекистан применяет в отношении широкого спектра товарных позиций ставки акцизного налога на импорт, которые намного превышают налоги на аналогичные товары местного производства;
- взимать сборы, связанные с импортом или экспортом товаров, на основании стоимости оказанных услуг в соответствии со статьей VIII ГАТТ-1994. В Узбекистане сбор за таможенное оформление составляет 0,2% от таможенной стоимости товара, но не менее 25 долл. и не более 3000 долл. США. Этот размер сбора не отражает реальные затраты, связанные с оказанием услуги, и поэтому не соответствует статье VIII ГАТТ-1994;
- не вводить ограничения по платежам, за исключением случаев, когда возникают серьезные проблемы с платежным балансом. В Узбекистане действуют ограничения по конвертации, но при этом официально считается, что проблем с платежным балансом нет;
- применять нетарифные барьеры, такие как санитарные и фитосанитарные меры, стандарты и технические регламенты при импорте и экспорте товаров согласно принципам и процедурам Соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле и по санитарным и фитосанитарным мерам. В настоящее время вопросы технического регулирования, а также безопасности пищевой, растительной и животной продукции регулируются во многом по «советской» системе, то есть органы, регулирующие стандарты качества и безопасности, одновременно выступают в качестве контролеров и участников рынка, что создает конфликт интересов. По многим видам продукции не существует испытательной базы;
- не применять запрещенные субсидии с целью защиты отечественного производства. В настоящее время Узбекистан предоставляет субсидии, обусловленные результатами экспорта;
- применять Правила определения страны происхождения товаров от 2009 года. Узбекистан сохраняет за собой право применять Правила определения страны происхождения товаров от 1993 г., которые значительно устарели;
- обращаться в Экономический суд СНГ. Спорные вопросы, возникающие в отношениях с Узбекистаном при реализации Договора о ЗСТ, будут решаться на основе двусторонних переговоров, поэтому перспективы доступа к быстрой, эффективной и справедливой процедуре разрешения споров остаются более чем скромными.
Кроме того, стороны договоренности согласились, что Узбекистан будет продолжать использовать запреты и количественные ограничения экспорта в отношении 11 товарных групп на неопределенный срок.
Можно сделать вывод о том, что Узбекистан практически сохраняет статус-кво, то есть экспорт из Узбекистана в страны СНГ, как и ранее, не будет облагаться импортными пошлинами, но при этом никаких новых обязательств Узбекистан на себя не берет. Это означает, что в отношении Узбекистана стороны Договора также не принимают обязательств по этим положениям. Следовательно, договоренность будет иметь ограниченные последствия для Узбекистана: в частности, она не будет способствовать развитию экспорта готовой продукции, так как многочисленные нетарифные барьеры, таможенные формальности и другие административные преграды и связанные с ними чрезмерные расходы будут сохраняться.
Таким образом, в торговых отношениях между странами-участницами Договора о ЗСТ и Узбекистаном будет превалировать политический фактор, что вряд ли будет способствовать значительному развитию международной торговли и интеграционных процессов последней. Это связано в том числе и с тем, что по оценкам экспертов, подавляющее большинство (90%) подписанных двусторонних соглашений в рамках СНГ не выполняются.
За более чем 20-летний период с момента распада СССР и заключения двусторонних договоров о беспошлинной торговле на ограниченный круг товаров Узбекистан так и не смог достигнуть более существенной и глубокой интеграции со своими торговыми партнерами по СНГ, диверсифицировать свою экономику и избавить себя от «сырьевой иглы». Страна содержит огромный государственный аппарат, но при этом наблюдается колоссальная безработица, что приводит к беспрецедентно растущей трудовой миграции из Узбекистана в страны СНГ.
Что изменится от присоединения Узбекистана к «новому» Договору о ЗСТ СНГ? Сиюминутных изменений вряд ли стоит ожидать, однако участие Узбекистана в договоренности, основанной на рыночных механизмах и правилах ВТО (несмотря на то, что нормы ВТО еще не начали действовать в отношении Узбекистана), задаст правильный ориентир для реформирования торговой политики страны и улучшения инвестиционного климата. Остается надеется, что правительство в скором времени приступит к проведению существенных реформ, которые позволят создать благоприятную деловую и инвестиционную среду, развивать добросовестную конкуренцию, а также стимулировать активное участие в международной торговле и способствовать устойчивому развитию Узбекистана.
Умида Хакназар - независимый консультант, эксперт по вопросам ВТО
[1] Исполнительный комитет СНГ, Аналитический материал о Договоре о зоне свободной торговли (по состоянию на 31 октября 2011 г.).
[2] Голос России, «Узбекистан занимает первое место по личным переводам из России», 25 февраля 2014 г.
Источник: «Мосты»