Март-апрель 2013, Выпуск 2
Для администрации Президента США Барака Обамы за прошедшие пять лет активизация экспорта стала главной задачей внешнеэкономической политики и существенным элементом антикризисной стратегии государства. В начале 2010 г. в США была запущена так называемая Национальная экспортная инициатива, призванная удвоить объем американского экспорта и способствовать созданию новых рабочих мест. Она включает в себя пять основных направлений деятельности: перестройку организационных структур государственного регулирования экспортной деятельности; расширение государственной финансовой поддержки экспорта; активную политическую поддержку экспортеров; предоставление дополнительных ресурсов американским компаниям, ориентированным на экспорт; обеспечение справедливого доступа американских экспортеров на внешние рынки.
Ориентированные на развитие национального экспорта изменения коснулись и структуры правительства: для обеспечения межведомственной координации был создан Кабинет по продвижению экспорта и восстановлен ранее упраздненный Президентский совет по экспорту. Совет по экспорту традиционно играл роль консультативного комитета по международной торговле с участием деловых кругов.
На консультирование американского бизнеса по вопросам, касающимся развития экспортных поставок, только в 2011 г. было потрачено 134 млн долл. США. В этот процесс были вовлечены не только специальные центры содействия экспорту и развития малого бизнеса, но и посольства и консульства США в зарубежных странах. Кроме того, американское правительство активизировало мониторинг соблюдения международных торговых соглашений торговыми партнерами США, а также неоднократно предпринимало шаги, направленные на ускорение переговоров в рамках раунда Доха в ВТО.
Одной из приоритетных задач внешнеэкономической политики США стало устранение барьеров на пути американских товаров на зарубежные рынки. Достаточно отметить, что в последние годы количество торговых споров, инициированных США против Китая в рамках процедуры разрешения споров ВТО, удвоилось. В начале 2012 г. Обама объявил о создании Межминистерского центра по активизации торговли, основной целью которого назывались усиление межведомственной координации в вопросах торговой политики и выработка более агрессивного подхода в борьбе с ущемлением интересов американских компаний на международном рынке. Новая структура быстро включилась в процесс продвижения внешнеэкономических интересов США. Уже вскоре после создания она начала курировать разбирательство в рамках ВТО, связанное с совместным иском США, ЕС и Японии против Китая по проблеме квотирования экспорта редкоземельных металлов.
Выбранная американским правительством внешнеэкономическая стратегия принесла бесспорный положительный эффект: уже к 2010 г. стране удалось компенсировать связанный с кризисом спад в объемах экспорта. По объемам товарного экспорта США даже удалось обогнать Германию, являвшуюся в данной сфере многолетним лидером. В 2011-2012 гг. продолжался рост американских экспортных поставок, и США уверенно занимали второе место среди крупнейших мировых экспортеров, уступая лишь Китаю.
Одним из главных внешнеэкономических проектов США в 2013 г., безусловно, станет попытка создания Трансатлантической зоны свободной торговли (ТАФТА), призванной упразднить препятствия на пути торговли между США и Европой.
Вице-президент США Джо Байден озвучил идею заключения этого соглашения 2 февраля этого года, спустя неделю лидеры Евросоюза почти единодушно выступили за то, чтобы поддержать торговый пакт с Америкой. По меркам международных отношений события после этого начали развиваться стремительно: 12 февраля Барак Обама в последний момент включил упоминание о важности торгово-инвестиционного партнерства с ЕС в свое ежегодное послание Конгрессу; спустя несколько дней лидеры Евросоюза объявили о скором начале переговоров по этому вопросу; вскоре сообщается, что соглашение может быть подписано до конца 2014 года. А уже в начале марта Министр по делам предприятий, труда и инноваций Ирландии Ричард Буртон заявил о серьезном сокращении времени, отведенного на подготовку: теперь стороны полны решимости создать зону свободной торговли до конца лета 2013 г., дабы успеть до завершения срока ирландского председательства в ЕС.
В сферу действия трансатлантического договора войдут все ключевые отрасли экономики, но приоритеты будут отданы направлениям, которые придадут экономике США и Европы максимальный импульс, чтобы стимулировать рост занятости и развивать инновационные производства. Согласно расчетам аналитиков, создание зоны свободной торговли сразу приведет к увеличению товарооборота между ЕС и США на 116 млрд долл. США, а к 2027 г. благодаря ТАФТА годовой рост экономик ее членов вырастет на 0,5%. Основной эффект должен быть достигнут благодаря снятию таможенных барьеров и унификации технических стандартов и конкурентных правил.
Эксперты отмечают, что этот проект имеет все шансы стать крупнейшим торговым соглашением с 1995 г., когда была создана ВТО. Причем его заключение будет иметь не только экономические, но и геополитические последствия. Недаром ТАФТА уже окрестили «экономическим НАТО». Очевидно, что США видят в лице Европы единственного союзника, способного помочь противостоять таким вызовам глобальной экономики, как перемещение товарных потоков и производств в Азию и рост мощи Китая.
Однако пока совершенно неясно, как стороны смогут договориться по целому ряду вопросов. В Европе и США действуют ряд транснациональных корпораций, являющихся глобальными конкурентами - такие, как, например, «Боинг» и «Аэробус». Кроме того, США всегда неохотно пускали иностранные компании на внутренний рынок услуг, являющийся по этой причине наиболее привлекательной целью. С подозрением относятся к инициативе и крупнейшие торговые партнеры ЕС и США. Так, в Пекине уже успели заявить, что опасаются превращения ТАФТА в альтернативу ВТО, в случае чего возможность дальнейшего успешного развития последней заметно уменьшится. Официальные лица Индии также намекнули, что не в восторге от смещения внешнеэкономических приоритетов Европы в сторону США.
Однако создание ТАФТА сегодня является далеко не единственным приоритетным направлением внешнеторговой политики США. Не меньшую активность Вашингтон проявляет и в Тихоокеанском регионе. Знаковой в этом отношении стала статья Хилари Клинтон «Тихоокеанский век Америки», которая была опубликована в 2011 году. Одной из целей расширения американского влияния в этом регионе называется обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для американской экономики, включая экспортные и инвестиционные возможности.
Наиболее перспективным объединением здесь представляется Транстихоокеанское партнерство. Очередной раунд переговоров о его создании завершился 13 марта 2013 г. в Сингапуре. По его итогам было объявлено о намерении сторон заключить торговое соглашение до конца года. Делегации достигли успеха по многим вопросам в таких областях, как импортные пошлины, телекоммуникации, инвестиции, услуги, технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные меры, интеллектуальная собственность. Сторонам предстоит также найти приемлемые решения по таким сложным вопросам, как конкурентоспособность и охрана окружающей среды. Следующий раунд переговоров пройдет в Лиме, Перу, с 15 по 24 мая.
Вашингтон активно занимается продвижением идеи создания в регионе такого механизма либерализации торговли, который дополнял бы инструменты ВТО и носил многосторонний характер, снимал противоречия, заложенные в существующей системе двусторонних соглашений, и решал целый набор задач, в том числе по защите прав интеллектуальной собственности.
В ходе переговоров по созданию Транстихоокеанского партнерства явно выделяются два подхода к формированию норм и правил международной торговли, зависящих от уровня развития той или иной страны. Так, индустриальные государства стремятся заключать менее сложные по своему характеру соглашения о свободной торговле, в то время как страны с развитой сферой услуг и инноваций, такие как США, Япония и Южная Корея, пытаются обеспечить договоренности, гарантирующие оптимальные возможности для функционирования сложных производственных цепочек. Это связано с желанием переноса производств в другие страны без потери инновационного лидерства.
Позиция США здесь предполагает полную либерализацию торговли товарами и услугами, создание благоприятных условий для инвестирования, защиту прав интеллектуальной собственности. Однако такие страны, как Китай, стремятся получить доступ к технологиям, сохранив при этом должную степень защиты в торговле товарами. Поэтому развитие Транстихоокеанского партнерства часто рассматривается Пекином как попытка ущемления китайских экономических интересов.
Источник: «Мосты» по материалам: Дегтерев Д.А., «Экспортная стратегия США как инструмент антикризисной политики» // Мировое и национальное хозяйство, №4(23), 2012; «Торговый союз ТАФТА - “экономическое НАТО”», www.pravda.ru, 15 марта 2013 г.; «Соглашение о зоне свободной торговли между ЕС и США может быть подписано до конца лета», www.biztass.ru, 12 марта 2013 г.; «Азиатские тигры» и стратегический курс США», www.apircenter.org, 3 марта 2013 г.; «Переговоры по Транстихоокеанскому партнерству могут завершиться в 2013 году», www.offshore.su, 15 марта 2013 г.; «Япония планирует вступление в Транс-Тихоокеанское партнерство», www.ria.ru, 15 марта 2013 г.