Апрель 2010 г. Выпуск 2
Пейдж Макланахан
В мае 2008 г. Соединенные Штаты Америки стали первой страной в мире, в которой был введен прямой запрет на импорт незаконно вырубленного леса, подкрепленный уголовными санкциями за данное нарушение.
Новые законодательные положения, кодифицированные в Разделе 8204 Закона США о сельском хозяйстве, стали дополнением к Закону Лейси – принятому около века назад закону, который является основным инструментом Вашингтона в борьбе с незаконной торговлей видами дикой природы. Теперь американское законодательство охватывает также импорт растений и изделий из древесины. Такие действия крупнейшего мирового импортера и потребителя товаров из древесины создают серьезные стимулы для частного сектора, вынуждая его обращать более пристальное внимание на источники поставок леса. Промышленность уже начала реагировать на эти меры, а другие страны учитывают происходящие изменения.
Министерство юстиции США воздерживалось от мер по обеспечению применения этого дополненного законодательства до весны 2009 г., но пообещало, что проведет громкое расследование нескольких дел, чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений. Свое слово Министерство сдержало, и в ноябре 2009 г. был проведен рейд в компании “ Gibson Guitars ” – одного из ведущих мировых производителей струнных инструментов. Никого не арестовали, но федеральные агенты из Службы США по рыбным и животным ресурсам изъяли множество коробок с документами, древесину, гитары и компьютерную информацию. Объектом расследования был мадагаскарский палисандр – очень популярный в производстве гитар и дорогой сорт древесины. К началу марта 2010 г. расследование в компании “ Gibson Guitars ” было единственным громким расследованием, проведенным в соответствии с дополненным Законом Лейси, но, по мнению наблюдателей, вскоре, несомненно, последуют и другие аналогичные рейды.
В соответствии с новым дополнением к Закону Лейси «незаконная древесина» определяется как древесина, которую вырубали или перевозили в нарушение законов или подзаконных актов страны происхождения. Это охватывает случаи прямого нарушения законов о защите леса, например незаконную вырубку леса в национальном парке, но может также включать и нарушения административных положений, например нарушение запрета на перевозку древесины в ночное время, который был введен для борьбы с незаконной вырубкой леса.
Наказание за нарушение новых дополнений к Закону Лейси может быть довольно строгим: виновные в экспорте, импорте или в торговле незаконным лесом могут получить до пяти лет тюремного заключения или штраф в 250 тыс. долл. США за каждое индивидуальное нарушение. На импортеров возлагается серьезная ответственность: американских покупателей иностранной древесины могут наказать, даже если они не имели представления о незаконном характере импортируемой ими древесины. Правительству достаточно только доказать, что «при соблюдении надлежащей осторожности» импортер имел возможность узнать о нарушениях при заготовке древесины. Естественно, что чем больше импортер знал о нарушениях, тем более серьезное наказание ему угрожает.
Чтобы обеспечить себе полную защиту, компаниям потребуется проводить тщательную проверку импортных поставок. До рейда в штаб-квартире компании “ Gibson Guitars ” она представлялась вполне «зеленым» предприятием: ее исполнительный директор Генри Юшкевич ( Henry Juszkiewicz ) входил в состав руководства организации “ Rainforest Alliance ”, которая активно поддерживала новые дополнения к Закону Лейси и использовала в производстве музыкальных инструментов по большей части древесину, производимую «в соответствии с принципами устойчивого развития». Впрочем, «большая часть» означает, что это касалось не всей древесины.
Исследования показывают, что до 10 % всей древесины, поступающей в США, имеет незаконное происхождение. Многие считают, что особый риск представляет импортируемая древесина из таких стран, как Россия и Мадагаскар. Некоторые наблюдатели прогнозируют, что после полномасштабного развертывания правительственных мер применения и контроля за соблюдением нового законодательства, американские импортеры могут внести в черный список те страны, из которых могут поставлять незаконную древесину.
Принятие дополнений к Закону Лейси может быть наиболее радикальным шагом, предпринятым Правительством США для борьбы с незаконной рубкой леса, но можно определенно сказать, что это далеко не первый шаг. Аналогичные цели преследует и так называемое «Лесное приложение», которое было включено в Соглашение о свободной торговле между США и Перу, но в нем используется совсем другой подход.
Вместо того чтобы возлагать ответственность на американских импортеров леса, «Лесное приложение» требует, чтобы перуанское Правительство приняло ряд конкретных законодательных положений для борьбы с незаконной вырубкой леса. В частности, в Перу должны отслеживать рубку, переработку и экспорт видов деревьев, подпадающих под защиту Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Кроме того, эта Андская страна – крупнейший мировой экспортер красного дерева – обязана в полной мере проводить расследование всех нарушений законов и подзаконных актов, связанных с данным Соглашением.
Некоторые критики утверждали, что поскольку «Лесное приложение» игнорирует проблему «транзитных поставок» (направления поставок леса через третью страну для обхода этой системы контроля), то оно обладает фундаментальным дефектом. «В отсутствие более широких обязательств для исключения покупки незаконной древесины у всех своих торговых партнеров, США сталкиваются с риском, что незаконное перуанское красное дерево будет отправляться в Мексику или Китай и спокойно попадет к нам оттуда в виде дверей или мебели», – пояснил Александр фон Бисмарк ( Alexander von Bismarck ), Исполнительный директор организации “ Environmental Investigation Agency ”.
«Лесное приложение» стало результатом политической сделки между законодателями и администрацией Президента Буша в мае 2007 года. Многие прогнозировали, что пересмотренное соглашение с Перу станет моделью для будущих торговых соглашений США, но пока никаких новых переговоров по таким соглашениям не ведется.
Меры по реализации дополненного Закона Лейси могут дать преимущества одному из критически важных действующих лиц лесохозяйственного сектора: независимым органам сертификации леса.
Лесной попечительский совет ( Forest Stewardship Council (FSC) – неправительственная организация, основанная в 1993 г.) и Инициатива по устойчивому лесному хозяйству ( Sustainable Forestry Initiative (SFI) – инициатива американской промышленной группы “ American Forest & Paper Association ”), являются двумя крупнейшими независимыми органами сертификации. Обе эти схемы (равно как и несколько других аналогичных схем) проводят «сертификацию» практики лесного хозяйства в соответствии с набором стандартов экологической и социальной устойчивости. Все эти схемы сертификации требуют, чтобы древесина производилась законно. Одним лишь FSC было сертифицировано около 117 млн гектаров леса (примерно соответствует площади Колумбии) в 82 странах мира.
Хотя за последние 15 лет сертификация приобретала все большую популярность, подавляющее большинство древесины, которой торгуют на международных рынках, не сертифицировалось независимыми третьими сторонами. Сертифицированные FSC 117 млн гектаров леса – это всего лишь 5% от эксплуатируемых лесных площадей мира. И для этого есть немало причин: процесс сертификации, который является исключительно добровольным, может потребовать затрат времени и денег, особенно для производителей из развивающихся стран. Кроме того, не похоже, чтобы потребители были готовы платить дополнительную цену за изделия из «сертифицированной» древесины.
Но дополненный Закон Лейси может изменить ситуацию. Сейчас, когда прошло почти два года, некоторые органы сертификации сообщают о повышении спроса на свои услуги, в том числе в Парагвае, Гайанe, Китае и России.
О повышении интереса к сертификации сообщает и “ Global Forest Trade Network ” Глобального фонда дикой природы.
«Как говорят все, с кем мне доводилось общаться в области независимого аудита, к закону имеется повышенный интерес со стороны компаний, особенно в области сертификации цепочек поставок, – говорит Андреа Джонсон из экологической группы “ Environmental Investigation Agency ”, которая активно добивалась принятия дополнений к Закону Лейси на Капитолийском холме. – Мне кажется, что они наблюдают начало подъема … но масштабных сдвигов еще не произошло».
Однако, как заметила Джонсон, спрос на услуги сертификации может повыситься, если Правительство США активизирует свои усилия в области правоприменения. Она пояснила: «Мы работаем в довольно тесном контакте с представителями [Правительства США], которые занимаются реализацией Закона Лейси, и уровень их заинтересованности, равно как и выделение средств на эти цели, только усиливается».
Другие страны также не остаются в стороне. Предполагается, что в ближайшие несколько недель аналогичное законодательство по незаконной древесине примет Австралия, а Европейский Союз намеревается позднее в этом году принять ряд законов о мерах «должной осмотрительности» в торговле лесом. Новая Зеландия и Япония также проявили интерес к принятию аналогичных стратегий.
По мнению Джонсон, серия запретов на незаконную древесину на нескольких основных потребительских рынках могла бы стать для незаконной торговли лесом «переломным моментом».
Пейдж Макланахан – редактор Bridges Weekly – дайджеста торговых новостей Международного центра торговли и устойчивого развития
Полный текст статьи на английском языке в Интернете: http://ictsd.org/i/news/bioresreview/72643/