Апрель 2010 г. Выпуск 2
Себастьян Саез
Международная торговля уже не связана исключительно с пересекающими границы товарами. Торговля услугами, особенно бизнес-услугами, стала динамичным компонентом торговли, а также альтернативой для диверсификации экспорта развивающихся стран.
Расширение возможностей для торговли услугами позволяет проводить трансграничный обмен услугами, включая и такие профессиональные услуги, для которых ранее требовалось физическое перемещение потребителей или поставщиков. В период 2000–2007 гг., до начала финансового кризиса, темпы роста торговли услугами не отставали от торговли товарами, со средним показателем 12% в год. Темпы роста торговли бизнес-услугами (такими как инжиниринговые, юридические и медицинские услуги, услуги финансового учета и менеджмента) за этот же период были еще выше – на уровне 14%.
Услуги играют широкую и стратегическую роль в экономике. Малозатратные и высококачественные услуги дают положительный эффект для экономики в целом. Эмпирические исследования подтверждают, что либерализация торговли услугами приводит к существенному повышению благосостояния и позволяет более эффективно распределять ресурсы, внося при этом вклад в экономический рост. В качестве факторов производства услуги ускоряют осуществление сделок в пространстве и во времени. Открытые финансовые, телекоммуникационные и транспортные услуги играют роль ресурсов для производства товаров и других услуг.
Несмотря на колоссальные проблемы, развивающиеся страны экспортируют услуги. Помимо традиционной деятельности, например туризма, наибольшего успеха развивающиеся страны добились в таких областях, как медицинские, информационные и телекоммуникационные услуги. Действительно важную роль здесь играют международные переговоры, и развивающимся странам необходимо научиться использовать связанные с ними преимущества.
Многие развивающиеся страны успешно экспортируют услуги как в пределах своих регионов, так и в более богатые страны. Успехи Индии в этой области хорошо известны: экспорт услуг разработки программного обеспечения, управления и оптимизации бизнес-процессов внес около 33% в объем экспорта этой страны. Бразилия, Коста-Рика и Уругвай экспортируют профессиональные услуги и услуги информационных технологий, Мексика экспортирует телекоммуникационные услуги и услуги по сбыту, а Чили – услуги по сбыту и транспортные услуги.
В Египте создан сектор услуг колл-центров мирового класса. Многие развивающиеся страны пользуются растущей привлекательностью медицинского туризма. Экспортом медицинских услуг успешно занимаются азиатские страны (Филиппины, Таиланд и Индия), а также страны Ближнего Востока, Северной Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна.
Не остаются в стороне также и услуги, которые требуют высоких капиталовложений и отличаются сложностью в управлении. Поставщики строительных услуг из развивающихся стран входят в группу 225 ведущих международных подрядчиков. Фирмы развивающихся стран принимают участие в торговле в различных сегментах экологических услуг. Некоторые развивающиеся страны принимают участие даже в торговле финансовыми и телекоммуникационными услугами.
Страны Южной Азии преимущественно занимаются оказанием трансграничных услуг, включая услуги информационных технологий и телекоммуникационные услуги, а также соответствующие услуги обеспечения. В странах Восточной Азии экспорт услуг тесно связан с экспортом промышленных товаров. Такая ситуация может открывать этим странам возможности для диверсификации и использования новых направлений деятельности, не связанных с торговлей товарами. В странах Латинской Америки экспорт обычно в большей степени связан с поставкой услуг путем привлечения прямых инвестиций в другие страны региона. Например, 61% зарубежных инвестиций Чили направляется в сектор услуг и в энергетику соседних стран.
Отличаются также и целевые рынки. Так, целевые рынки экспорта услуг стран Южной Азии находятся главным образом в развитых странах, а в Латинской Америке экспортирующие страны расположены в этом же регионе. Страны Ближнего Востока и Северной Африки обычно экспортируют свои услуги в Европу, а поставщики услуг из ЮАР все больше инвестируют в страны своего региона.
Стратегии поддержки должны способствовать либерализации. Хотя эмпирические данные указывают, что расширение либерализации связано с экономическим ростом, корреляция между экспортом и либерализацией услуг представляется менее очевидной. По уровню либерализации едва ли можно судить об эффективности экспорта. Либерализация является необходимым, но не достаточным условием, так как сама по себе она не может дать мощного импульса для развития экспорта услуг. Либерализация не приводит автоматически к росту предпринимательской активности, не повышает квалификацию кадров и не укрепляет потенциал управления, необходимые для развития экспорта услуг. Следует выработать стратегии поддержки, чтобы обеспечить инвестиции в инфраструктуру и образование, а также выявить возможные проявления рыночной неэффективности, такие как отсутствие информации и прозрачности или же неадекватное законодательство.
Определение причин успехов или неудач развивающихся стран по-прежнему представляет проблему из-за отсутствия данных. Впрочем, одним из ключевых определяющих факторов представляется доступность квалифицированных кадров. Страны с более высокими показателями развития человеческого капитала обычно входят в число наиболее значительных экспортеров услуг. Условия для ведения бизнеса и финансовая привлекательность, похоже, не столь явно коррелируют с эффективностью в секторе услуг. Компании, которые размещают заказы на услуги за рубежом, уделяют основное внимание не экономии средств, а скорее повышению общей эффективности своей работы. Их стратегии основываются «скорее на построении модели глобальных поставок, а не на собственно перемещении части своей деятельности за рубеж. Другими словами, разрабатывая планы на будущее, ведущие компании принимают решения исходя из интересов всего своего бизнеса, а не просто выбирают место для очередного зарубежного филиала» ( A.T. Kearney, 2007 ). В работе другого исследователя отмечается, что в экспорте компьютерных и информационных услуг очевидна важность человеческого капитала ( Е. Nyahoho, 2010 ).
Другие виды экспорта, такие как строительные услуги или общественные работы, получение авторских и лицензионных отчислений, равно как компьютерные и информационные услуги, напрямую зависят от уровня развития научных исследований и технологических разработок. И наконец, модели, разработанные для таких услуг, как пассажирские и грузовые перевозки, туризм и отдых, телекоммуникационные услуги, услуги личного и культурного характера, едва ли могут пролить свет на эти причины.
Зачем нужно участвовать в масштабных торговых переговорах? Важно понимать ту роль, которую играют торговые соглашения в контексте либерализации торговли в целом и либерализации торговли услугами в частности. Во-первых, они способствуют развитию процесса либерализации, когда существуют мощные интересы, препятствующие либерализации и блокирующие инициативы по открытию доступа или же мешающие созданию необходимой законодательной базы. Во-вторых, торговые соглашения создают более стабильную основу, поскольку они являются соглашениями международными и не могут изменяться в одностороннем порядке. Соответственно, они также создают временные рамки для последовательного осуществления реформ и устанавливают правила, которые не могут произвольно изменяться. И наконец, торговые соглашения обеспечивают политическую поддержку для либерализации торговли услугами, поскольку они обеспечивают либерализацию рынков на основе принципа взаимности.
Многие развивающиеся страны не склонны участвовать в многосторонних переговорах. Причины этого не совсем ясны. Политическая экономия переговоров по услугам гораздо сложнее традиционных торговых переговоров, поскольку они связаны с реформами национального уровня и с проблематикой, которая касается социальной политики. В то же время, многие страны активно участвовали в региональных и двусторонних переговорах по торговле услугами. Кроме того, многие развивающиеся страны проявляли готовность к двусторонним переговорам с развитыми странами по довольно жестким правилам и мерам регулирования. Активно разрабатываются соглашения о торговле услугами между развивающимися странами. Между тем, переговоры по услугам в рамках раунда Доха в ВТО привлекают гораздо меньше внимания и отстают от переговоров в других переговорных группах: страны по-прежнему недооценивают возможный конечный результат в этой области.
Почему раунд Доха имеет значение для переговоров по услугам? С точки зрения развивающихся стран структура ВТО обеспечивает достаточную гибкость для урегулирования чувствительных аспектов торговли услугами и для преодоления препятствующих экспорту интересов. В глобальном масштабе амбициозный конечный результат переговоров по услугам раунда Доха окажет наиболее значительное влияние на повышение благосостояния. Из-за сложного характера этой тематики, ее общего стратегического значения и необходимости реализации стратегий поддержки для использования ее результатов в полной мере, либерализацию торговли услугами не следует использовать в качестве козыря на переговорах, чтобы добиться компромисса по доступу товаров на рынки. Переговоры по либерализации торговли услугами следует проводить ради нее самой, учитывая тот общий потенциальный эффект, который она может дать.
Себастьян Саез – старший торговый экономист , PRMTR, Всемирный банк
Источники :
– World Bank, Services Trade for Development: The Old and the New , неопубликованный проект документа PRMTR, 2009
– A.T. Kearney, Global Services Location Index: Offshoring for Long–Term Advantage , 2007
– E. Nyahoho, “ Determinants of Comparative Advantage in the International Trade of Services: An Empirical Study of the Hecksher-Ohlin Approach ”, Global Economy Journal, 2010, Volume 10, Issue 1, Article 3
– A. Shingal, Exploring the Services Trade Effect of Preferential Services Agreements , 2010