Март 2009 г. Выпуск 2
Три года назад – в марте 2006 г . – Россия ввела запрет на ввоз и реализацию грузинских вин, причиной которого было объявлено их несоответствие фитосанитарным нормам; аналогичные претензии были предъявлены к молдавским винам. Осенью 2007 г . Молдавия, устранив нарушения, получила разрешение на экспорт вин в Россию. А Грузия, хотя и расширила географию экспорта своих вин за истекшие годы до 37 стран, до сих пор не смогла компенсировать потери.
Запрет на ввоз грузинского вина в Россию многие СМИ назвали «экономическими санкциями», подчеркивая его политическую подоплеку (запрет был введен сразу же после ареста в Тбилиси нескольких российских офицеров). «Политическим шагом» называл запрет и премьер-министр Грузии; к его мнению присоединился и грузинский Министр сельского хозяйства, безуспешно пытавшийся обсудить эту проблему с главой Роспотребнадзора весной 2006 года.
В феврале 2008 г . на российские прилавки вернулись вина, произведенные в Абхазии: как рассказывал в прессе директор абхазской экспортной компании-поставщика этих вин, снятия запрета для вин Абхазии удалось добиться после долгих проверок и постоянных политических усилий. Многие аналитики усмотрели в этом шаге еще одно подтверждение высокой доли политической составляющей в ходе всей «винной войны».
Официальной причиной запрета грузинских вин в России стало несоответствие продукции грузинских виноделов российским фитосанитарным нормам – наличие в них свинца и нескольких классов пестицидов – в частности, ДДТ, гептахлора и гексахлорциклогексана. Эти пестициды относятся к стойким органическим загрязнителям (СО3), а их применение во многих странах запрещено Стокгольмской конвенцией ( http://chm.pops.in t ), т. к. СОЗ очень медленно разлагаются в природных условиях и накапливаются в почве и плодоовощных культурах. Грузия ратифицировала Стокгольмскую конвенцию лишь в октябре 2006 г ., Россия же (после подписания в 2002 г .) не ратифицировала до сих пор и не использовала положения этой конвенции при обосновании своего запрета.
Позже представители Грузии признавали, что в некоторых винах действительно могли содержаться пестициды, – правда, с уточнением по поводу того, что после запрета система сертификации и контроля качества вин в стране была существенно ужесточена, так что в результате вина стали безопасны для потребителей.
Глава Роспотребнадзора и главный санитарный врач РФ Г. Онищенко в конце декабря прошлого года заявил, что перспектива возврата грузинских вин на полки российских магазинов по-прежнему туманна. По его словам, проведенный экспертами Роспотребнадзора анализ ситуации в грузинском виноделии показал, что «несмотря на понесенный в 2006 г . финансовый урон, она не только не нормализовалась, а наоборот – резко ухудшилась». С другой стороны, представители Грузии говорят, что Роспотребнадзор не идет на контакт и наладить совместную работу по мониторингу соблюдения технических условий грузинскими сертифицированными производителями никак не удается.
Интересно отметить, что правилами ВТО разрешено запрещение небезопасных продуктов. Статья XX( b ) Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 гласит: «При условии, что такие меры не применяются таким образом, который мог бы стать средством произвольной или неоправданной дискриминации между странами, в которых преобладают одинаковые условия, или скрытым ограничением международной торговли, ничто в настоящем Соглашении не препятствует принятию ли применению любой договаривающейся стороной мер, […] необходимых для защиты жизни или здоровья человека, животных и растений».
В начале 2000-х гг. Грузия экспортировала в Россию более 80% своего вина. По результатам 2006 г . эта доля снизилась: в Россию было поставлено вина на 16,6 млн долл. США, т. е. около 50% объема грузинского экспорта вина и лишь 40% от его совокупной стоимости. Но даже с учетом этого уменьшения запрет обернулся для Грузии недополученной выручкой и непроданными запасами вина в существенных объемах. Снижение экспорта вина Грузией в 2007 г . по сравнению с 2006 г . составило 12 млн долл. США.
Экспорт Грузией винной продукции
(млн долл. США, 2006–2007 гг.)
Источник: база данных UN Comtrade (по состоянию на 23.03.2009)
«Ничего общего с реальностью не имеют бравурные заявления чиновников правительства Саакашвили о том, что грузинские вина заняли достойное место в Европе. Статистика говорит о другом: этот рынок, несмотря на политическую поддержку, не только не занят, а даже потерян», – полагает глава Роспотребнадзора Г. Онищенко.
Несмотря на уменьшение объемов экспорта вина Грузией, есть некоторые явные успехи: экспорт на Украину в 2007 г . по сравнению с 2006 г . вырос почти на треть, в Польшу – более чем вдвое, в Азербайджан – в 3,5 раза. Мелкие страны-потребители грузинского вина также стали покупать его больше: Китай – вдвое (до 0,4 млн долл. США), Канада – в полтора раза (до 0,3 млн долл. США), Израиль – на 80% (до 0,2 млн долл. США). Если бы грузинские виноделы сохранили доступ на российский рынок, эта отрасль, при наличии нынешних масштабов поддержки государства, получила бы мощный стимул для развития.
Летом 2007 г . Правительство Грузии при участии Всемирного банка объявило тендер на разработку стратегии развития винной отрасли. Минсельхоз Грузии заявил тогда, что основой стратегии должен стать поиск новых рынков в Европе и Америке.
Результаты 2008 г . покажут, насколько успешно ведется такой поиск. Однако многие аналитики алкогольного рынка сомневаются в успехе грузинских вин на Западе, где у покупателя и так есть широкий выбор. Участники же грузинского винного рынка полагают, что главное препятствие на пути роста доли грузинских вин за границей – отсутствие системы «аппелласьонов», т. е. возможности классифицировать вина по происхождению.
Как свидетельствуют сообщения информационных агентств и комментарии экспертов, виноделие в Грузии находится в весьма бедственном положении. С конца 2008 г . в некоторых винодельческих районах даже выплачивались государственные компенсации крестьянам, вырубающим виноградники, – 2 000 лари/га (около 1 200–1 300 долл. США) при условии засевания освободившейся земли однолетними культурами.
Как заявили представители оппозиции, постановление Правительства о вырубке было издано еще в конце 2008 г . и касалось некоторых районов Восточной Грузии и определенных сортов винограда, названных «нерентабельными». Эксперты полагают, что одна из причин такой явно непопулярной меры – слишком большой урожай винограда 2007 г ., положивший начало кризису перепроизводства в отрасли и падению закупочных цен на виноград. Грузинские источники сообщают, что в Кахетии винзаводы не принимали вино урожая 2008 г: старые запасы еще не переработаны, а система хранения сырья устарела.
В конце февраля грузинские газеты опубликовали информацию о том, что Правительство приняло во внимание протесты общественности и отказалось от программы вырубки виноградников. Тем не менее, по словам Министра сельского хозяйства Грузии Б. Квезерели, программа все-таки была выполнена.
Официальные лица Грузии в своих заявлениях о том, что запрет ввоза вин в Россию не нанес существенного урона экономике страны, используют данные о доле выращивания винограда и производства вина в ВВП Грузии, которая действительно невелика. Но важно учитывать и уровень занятости в этой сфере: по оценкам экспертов, в сельском хозяйстве занято не менее половины населения Грузии, и многие из крестьян занимаются виноградарством и виноделием.
В результате «винной блокады» Грузии российский рынок в 2007 г . утратил практически полностью весь сегмент вина стоимостью от 150 до 200 рублей за бутылку: как свидетельствуют результаты маркетинговых исследований, он на 90% был занят грузинскими винами при незначительном участии сортовых вин Молдовы, Аргентины и Чили (в целом же доля Грузии на российском рынке вина составляла от 10 до 15%).
Доля фальсификата среди грузинских вин действительно была велика (российские и грузинские источники называют различные цифры – в среднем, около 50%), так что реальная доля вина, происходящего из Грузии и имеющего национальные сертификаты качества, на рынке России была существенно ниже указанной. Однако многие специалисты отмечают, что, проявляя заботу о здоровье потребителей, власти РФ невольно нанесли ущерб их предпочтениям.
Сейчас ситуация с недорогими винами в России изменилась: вернулись вина Молдавии и Абхазии, выше доля поставок из стран Латинской Америки. Но все же многие потребители в России традиционно предпочитают именно грузинские вина, поэтому и сохраняющийся запрет, а главное – то упорство, с каким правительства обеих стран пренебрегают попытками спокойного разрешения ситуации, бесспорно, противоречат их интересам.
Позиция российского бизнес-сообщества в отношении «винной войны» единодушна. Следует «вывести политику за рамки экономики», – говорится в заявлении Российского союза виноградарей и виноделов, – а также обеспечить «наведение порядка на алкогольном рынке, качество всей продукции, а не выборочной; борьбу с фальсификатами через систему контроля и сертификации». Трудно спорить с такими доводами: они актуальны и для российской, и для грузинской стороны.
Источники: пресс-центр Роспотребнадзора, Лента.ру, Газета.ру, РИА-Новости, журналы «Итоги» и “ The Economist ”, «Российская газета», BBCRussian.com, информационно-аналитический портал «Виноградарство и виноделие в России»