Март 2010 г. Выпуск 1
В течение семи недель после завершения климатического саммита ООН в Копенгагене 55 стран откликнулись на призыв Копенгагенского соглашения и представили свои добровольные планы сокращения выбросов.
Копенгагенское соглашение – основной итоговый документ декабрьских переговоров по изменению климата – не получило поддержки всех сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН), так что официально оно представляет собой не юридически обязывающий документ, а политический документ.
Одно из положений соглашения призывает стороны РКИК ООН представить к 31 января 2010 г. свои национальные обязательства по сокращению или ограничению выбросов парниковых газов на период до 2020 года. Хотя в эти сроки уложились лишь 55 государств, ряд стран представили свои обязательства по ограничению выбросов уже после назначенной даты, и их количество продолжает расти.
Данные добровольные планы представляют собой первый шаг к выполнению Копенгагенского соглашения и свидетельствуют, что поддержка принципов документа нарастает. На проходившем 20 января в Бонне брифинге для прессы Исполнительный секретарь РКИК ООН Иво де Боер рассматривал Копенгагенское соглашение как «живой документ», выражая надежду, что в ближайшие месяцы он будет развиваться и расширяться.
Количественные показатели планируемого сокращения выбросов серьезно различаются среди развитых стран. США планируют обеспечить сокращение выбросов «порядка» 17% к 2020 г. по сравнению с уровнем 2005 г., а окончательная величина сокращения будет определяться соответствующим законодательством после его принятия Сенатом. Большинство стран ЕС указали цифру 20–30%, Норвегия – 30–40%.
Что касается развивающихся стран, то многие из них представили «надлежащие национальные действия по смягчению последствий изменения климата». Китай заявил, что он «намеревается» сократить свои выбросы CO2 на единицу ВВП на 40–45%, а Индия поставила цель сократить углеродоемкость ВВП (без учета сельского хозяйства) на 20–25%. Обе страны в качестве исходной точки используют уровни выбросов в 2005 году.
Ряд стран постсоветского пространства также уже успели представить свои национальные обязательства по сокращению выбросов к 2020 году. Так, Россия назвала предварительную цифру 15–25% от уровня 1990 г., окончательное значение которой будет зависеть от «надлежащего учета потенциала российских лесов» и «принятия юридически значимых обязательств» крупнейшими странами. Беларусь планирует сократить выбросы на 5–10% от уровня 1990 г., а Казахстан – на 15% от уровня 1992 года. Национальные планы по смягчению последствий изменения климата представили Армения, Грузия, Молдова.
Как отмечается в заявлении РКИК ООН, хотя более 130 стран никаких обязательств не приняли, на долю 55 стран, уложившихся в срок до 31 января, приходится в общей сложности 78% глобальных выбросов, связанных с использованием энергии.
В тексте Копенгагенского соглашения дата 31 января 2010 г. устанавливается как предельный срок для представления обязательств. Но Иво де Боер заметил на брифинге для прессы, что он не ожидает, что все страны представят свои планы к этой дате, охарактеризовав ее скорее как «мягкий предельный срок».
Представленные обязательства – лишь национальные целевые показатели и, соответственно, они носят добровольный характер и не создают никаких правовых последствий для развитых или развивающихся стран.
В действительности, ни одна из стран не подняла планку своих обязательств выше уровня, предложенного в Копенгагене. Любые возможные дополнительные сокращения обуславливаются действиями других стран. Де Боер призвал к «большей амбициозности… соразмеримой с масштабами проблемы».
Национальные обязательства – это попытка продвинуться к достижению цели Копенгагенского соглашения и ограничить повышение среднемировой температуры до уровня ниже 2 градусов Цельсия. Многие развивающиеся страны хотят пойти дальше и ограничить повышение температуры до 1,5 градуса.
«При объеме в 9,7 гигатонны эквивалента СО2, эти обязательства в общей сложности достигают лишь половины от сокращения в [20 гигатонн], необходимого в нынешней ситуации, чтобы остаться на низкоуглеродном пути, – говорит Лео Джонсон, партнер “ PrincewaterhouseCoopers ” по вопросам устойчивости и изменения климата. – По-прежнему сохраняется огромный разрыв между уровнем обязательств и тем, что необходимо, чтобы температура поднялась не более чем на два градуса».
Текст Копенгагенского соглашения на английском языке на сайте РКИК ООН: http://unfccc.int/resource/docs/2009/cop15/eng/l07.pdf В ближайшее время ожидается официальный перевод на все языки ООН, включая русский.
Обязательства стран приложения I: http://unfccc.int/home/items/5264.php
Национальные планы по смягчению последствий изменения климата развивающихся стран Приложения II: http://unfccc.int/home/items/5265.php