Январь- февраль 2009 г. Выпуск 1
Татьяна Филиппова, «Независимая экологическая экспертиза» (Кыргызстан)
20 декабря 2008 г . исполнилось 10 лет членству Кыргызстана в ВТО. До сих пор нет однозначного мнения о том, насколько было необходимо вступление в эту организацию – за такой короткий срок, с такими значительными уступками и жесткими обязательствами.
Все существующие оценки и мнения по этому вопросу можно условно разделить на 3 группы. Первая группа оценок: вступив в ВТО, Кыргызстан получил больше преимуществ. Вторая группа: в этом не было необходимости, экономика и страна в целом были еще не готовы к такому шагу. Сторонники третьей группы придерживаются нейтральной позиции, указывая, что членство в ВТО – это один из инструментов, которым уже владеет страна и который нужно использовать для устойчивого развития республики и полноправного участия в международной торговой системе.
Переговорный процесс по присоединению Кыргызстана к ВТО занял около двух с половиной лет. По мнению бывшего вице-премьер-министра Кыргызстана Э. Омуралиева, вступление страны в ВТО – необходимый шаг, который был сделан своевременно и во благо страны. Благодаря членству в ВТО Кыргызстан получил совершенно новую модель экономического развития и правовую базу, соответствующую международным стандартам, которая стала основой для вывода экономики из глубокого кризиса, вызванного распадом СССР и мировым финансовым кризисом 1998 г . Среди основных выгод, полученных Кыргызстаном от членства в ВТО, отмечаются следующие:
экспорт кыргызских товаров и услуг пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) во всех странах–членах ВТО;
внутреннее торговое и налоговое законодательство гармонизировано с правилами и нормами ВТО;
вновь принимаемые нормативно-правовые акты разрабатываются в соответствии с международными требованиями;
создан предсказуемый режим для отечественных производителей и инвесторов – как в сфере торговли, так и в сфере услуг;
США в 2000 г . отменили по отношению к Кыргызстану поправку Джексона–Вэника;
географическое распределение торговли республики расширилось с 98 стран мира в 1998 г . до 120 стран в 2008 г .;
появился доступ к оперативной международной торговой информации;
cтрана присоединилась к ВТО раньше своих региональных партнеров (Китая, России, Казахстана, Узбекистана), что дало ей возможность влиять на сроки и условия присоединения к этой организации новых стран, в том числе требовать уступок для отечественных товаров и решать проблемы, возникшие в торговле с данными странами;
у Кыргызстана появился доступ к механизму разрешения торговых споров ВТО;
существует возможность участия в выработке новых правил международной торговли.
Стоит отметить, что вступление Кыргызстана в ВТО и соответствующее изменение торговой политики в сторону либерализации не привело к снижению объема поступлений в бюджет государства от таможенных пошлин. По данным Министерства экономического развития и торговли Кыргызстана (МЭРТ), за 9 лет с момента введения более либеральных пошлин (согласно обязательствам перед ВТО) сборы от таможенных пошлин увеличились более чем в 3 раза. Следование курсу либеральной торговой политики в рамках ВТО способствовало и развитию внутренней торговли страны, которая выросла с уровня в 12,6% от ВВП в 1998 г . до 18% от ВВП в 2007 г . «Сегодня с уверенностью можно сказать, что членство в ВТО уже само по себе дает преимущество. Ведь система ВТО, в которой мы участвуем, представляет собой своеобразный многосторонний контракт – пакет соглашений, нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли. И быть вне этой системы – оказаться в невыгодном положении», – отмечает Министр экономического развития и торговли Кыргызстана А. Жапаров.
Однако существует ряд проблем, которые мешают шире использовать преимущества вступления страны в ВТО:
небольшой внутренний рынок и низкий уровень доходов населения;
низкое качество отечественной продукции, устаревшие стандарты;
низкий уровень инноваций;
недостаточный интерес со стороны иностранных инвесторов.
По мнению А. Жапарова, отсутствие заинтересованности иностранных инвесторов во многом объясняется низким темпом реформы в сфере технического регулирования, таможенных процедур (таких, как введение «единого окна») и защиты прав интеллектуальной собственности. Однако такая ситуация складывается не только в Кыргызстане, но и во всем регионе: пока в нем не будут созданы стабильная, предсказуемая правовая база и привлекательная инвестиционная среда, невозможно говорить об эффективном применении инструментов ВТО.
Некоторые эксперты считают, что Кыргызстан не смог извлечь ощутимых экономических выгод от вступления в ВТО и что это был лишь политический шаг. Так, Р. Могилевский из Центра экономических исследований пишет: «Преимущества, которые Кыргызстан извлек из членства в ВТО, заключаются, главным образом, в том, что был закреплен ранее избранный курс на формирование конкурентоспособной рыночной экономики. Видимых же немедленных и непосредственных выгод страна не получила». Отрицательных последствий, если верить аналитикам, оказалось гораздо больше, и опыт участия Кыргызстана в ВТО в целом рассматривается другими участниками СНГ как негативный по следующим причинам:
из-за слишком быстрого вступления в ВТО недостаточно проработаны условия присоединения – страна взяла на себя слишком высокие обязательства на уровне развитой страны, каковой Кыргызстан не является;
страна пошла на серьезные уступки (Кыргызстан присоединился почти ко всем секторальным инициативам и необязательным соглашениям ВТО, что резко ограничило возможность защиты национального рынка);
открытие внутреннего рынка привело к росту доли импортного сырья в производстве из-за неспособности конкурировать с более дешевыми и качественными иностранными товарами;
произошло резкое ухудшение отношений с традиционными торговыми партнерами, не являющимися членами ВТО (соседи Кыргызстана ввели таможенные ограничения для защиты своих товаропроизводителей);
членство в ВТО препятствует активному участию республики в процессе интеграции на постсоветском пространстве;
не произошло ожидаемого роста прямых иностранных инвестиций в экономику.
Тем не менее, эксперты признают, что выгоду от вступления в ВТО Кыргызстан все же сможет ощутить – после вхождения в нее традиционных экономических партнеров по СНГ.
Членство в ВТО – один из инструментов для устойчивого развития
Быстрое присоединение Кыргызстана к ВТО иногда объясняют тем, что на момент вступления в стране действовал достаточно либеральный торговый режим: из-за экономического спада нечего было защищать на внутреннем рынке; экспорт был преимущественно сырьевым, а перерабатывающая промышленность – в упадке. Существовал унифицированный таможенный тариф в 10% (исключения делались для развивающихся стран – 5%, стран СНГ и наименее развитых стран – 0%). В торговле не применялись экспортные ограничения и экспортное субсидирование. Из-за нехватки средств бюджетное ассигнование сельского хозяйства почти отсутствовало и составляло 1–2% от общей стоимости сельхозпроизводства. Сектор услуг требовал скорейшей либерализации и привлечения внешних капиталов и технологий.
Кыргызстан - страна с переходной экономикой, а в ВТО он не был признан ни развивающейся страной, ни развитой (статус «страна с переходной экономикой» ВТО не использует). Однако уровень обязательств Кыргызстана выходит за рамки, принятые в ходе Уругвайского раунда как развитыми, так и развивающимися странами, что позволяет некоторым экспертам ошибочно считать, что Кыргызстан вступил в ВТО со статусом развитой страны.
Несмотря на трудности во внешней торговле, с которыми Кыргызстан столкнулся после вступления в ВТО в 1998–2001 гг., начиная с 2002 г . товарооборот страны устойчиво развивается, причем темпы роста торговли со странами–членами ВТО выше, чем с остальными партнерами. Доля Кыргызстана в мировом импорте (как и объем импорта) за 10 лет имеет положительную тенденцию и составила в 2007 г . 0,02%. После небольшого сокращения экспорта в 2005 г . наблюдается тенденция его увеличения, но доля Кыргызстана в мировом экспорте за 10 лет снизилась с 0,016% ( 1998 г .) до 0,009% в 2007 г .
С 2004 г . стабильно растет сектор услуг, обеспечивающий более 35% ВВП. По данным МЭРТ, с 2001 г . достаточно устойчивыми темпами растет объем прямых иностранных инвестиций в страну. Так что небольшой экономический эффект от вступления в ВТО налицо.
Кыргызстан как член ВТО участвует в выработке правил международной торговли. В раунде Доха Кыргызстан, Молдова и Армения сформировали Группу недавно присоединившихся к ВТО стран с низким доходом и переходной экономикой. Эта группа, например, настаивает на предоставлении своим участникам доступа к механизмам гибкости в регулировании сельского хозяйства, предусмотренным для наименее развитых стран и других развивающихся стран с уязвимой экономикой. Группе удалось достичь предварительного согласия членов ВТО с тем, что результаты раунда в области снижения импортных пошлин не будут на нее распространяться.
Безусловно, вступление Кыргызстана в ВТО не привело к моментальному экономическому эффекту. Участие в ВТО – лишь один из инструментов устойчивого развития: своеобразная поддержка, но не гарантия увеличения экспорта, развития технологий, притока инвестиций, экономического роста и улучшения условий жизни. Достижение этих целей возможно лишь при условии роста эффективности национальной макроэкономической политики, развития рыночных механизмов, активного участия общественности в выработке экономического курса.
Принять участие в дискуссии по поводу того, как оценивать итоги десятилетия Кыргызстана в ВТО, можно на форуме «Эко-Согласия»: http://trade.ecoaccord. org / forum / index . php ? topic =17.0 .